Детоубийство в природе и обществе: будничная жестокость

В нашем обществе убийство ребенка считается одним из самых тяжких преступлений. Однако в природе это достаточно распространенное явление. Более 50 видов обезьян, а также мыши, бегемоты, львы — все они время от времени занимаются детоубийством. Каковы причины этого, на первый взгляд, противоестественного поведения? И оправдывают ли эти причины человеческих матерей, которые через несколько часов или дней после рождения убивают собственного ребенка? Расставить все точки над i помогает теория известного приматолога Сары Хрди. О ней рассказывает статья в научно-популярном интернет-журнале «Наутилус».

Картина

Есть какое-то запретное удовольствие в изучении животных, которые ведут себя нечеловечески жестоко: самки богомолов, увлекающиеся сексуальным каннибализмом, рыбы, поедающие собственных мальков.

Именно такой тип извращенного поведения привлек антрополога и эволюционного биолога Сару Блаффер Хрди в обезьянах-лангурах. Их изучением она занималась в 60-х и 70-х годах в Маунт-Абу в Индии. Самцы этих крупных обезьян с серой шкурой убивали детенышей в своей колонии. Биологи считали, что такое поведение объясняется слишком бурным ростом популяции. Хрди обнаружила, что это не так. Инфантицид у лангуров был адаптивным механизмом, не зависимым от перенаселения. Самое интересное, что тот же механизм работает у людей — но встречает жесткую критику.

В колониях лангуров детоубийство — не результат неких всплесков агрессии, а норма. Своим детенышам самцы никогда не причиняют вреда, только чужим. Также не трогают малышей старше шести месяцев. Это привело Хрди к выводу, что инфантицид был тактикой, позволявшей матерям возобновить брачный период. Пока они вскармливают потомство, лактация подавляет овуляцию. Как только вскармливать становится некого, лактация останавливается. Таким образом, убийство чужих детенышей увеличивает шансы самца на продолжение рода.

Хрди пишет: «Истребляя младенцев предыдущих лидеров стаи, самцы лангуров изменяют репродуктивный потенциал самок таким образом, что он сохраняется около 27 месяцев — срок, в течение которого у самца будет к доступ к самке».

«На первых порах детоубийство у лангуров меня очень удручало, — говорит Хрди. — Но если исследовать этот феномен долгое время, то дистанцируешься от него».

Чтобы популяризировать свои идеи о социобиологии и материнстве, Сара Хрди снималась для журналов с собственной дочерью

Четыре десятилетия назад эта тема была противоречивой и немного скандальной. Но на сегодняшний день ученые изучили множество подобных стратегий в животном царстве. По крайней мере 51 вид приматов практикует инфантицид, так же как мыши, бегемоты и львы.

«Будучи людьми, мы рассматриваем продолжение рода с точки зрения морали, — говорит Эрик Стросс, биолог из Университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе. — В природе решения о том, как заботиться о потомстве, принимаются неосознанно. Часто они встроены на уровне инстинктов».

Действительно, количество видов, чьи самки убивают детей, может удручать, если рассматривать их с человеческих позиций. Вот еще пример: у египетских цапель редко бывает достаточно пищи, чтобы кормить своих детенышей, и они отдают предпочтение первым двум. Они, в свою очередь, убивают третьего в семействе. Родители наблюдают и не вмешиваются.

Египетская цапля

Материнский инфантицид чаще встречается среди видов, у которых различные члены группы принимают на себя родительские функции, то есть мать зависит от системы поддержки. Хрди называет это «кооперативным размножением». Если мать чувствует, что поддержки недостаточно или что цена за выращивание потомства становится слишком высокой, она может отказаться от своих материнских обязательств.

Тамарин из Южной Америки

Для самок тамаринов и мартышек из семейства игрунковых ограниченным ресурсом оказывается не еда, а доступ к самцам-нянькам. Они играют важную роль в заботе о потомстве. Если мать находится на поздних стадиях беременности, она постарается убить чужих детенышей, чтобы у нянек появилось свободное время. Альфа-самка у тамаринов готова убить даже своих внуков — Хрди называет таких обезьян «бабушки из ада», — не обращая внимания на то, что они несут ее гены. Напротив, если тамарины или игрунки беременеют в тот момент, когда другие самки уже давно на сносях, они пойдут на прерывание беременности, потому что знает, что ее ребенок может стать мишенью для других матерей. Кроме того, из-за обилия чужих детенышей у нее будет недостаточно ресурсов для того, чтобы вырастить собственного.

Мартышки-игрунки

Человеческие матери также идут на детоубийство, если чувствуют недостаток социальной поддержки. Чаще всего это происходит в первые несколько часов или дней после рождения. В 2012 году психологи Андреа Чиани и Лилибет Фонтанези из Падуанского Университета в Италии опубликовали статью «Матери, убивающие потомство: Проверка эволюционной гипотезы на выборке из 110 итальянок». Между 1976 и 2010 годами эти женщины убили 123 своих ребенка. Чиани и Фонтанези объясняют, что матери-детоубийцы — это не «психопатология». Их действия были оправданы с точки зрения эволюции тем простым фактом, что они «сохраняли ресурсы для будущих потомков, которые родятся в лучших условиях».

В недавней статье Сара Хрди предполагает, что такое адаптивное поведение — результат зависимости людей от системы поддержки: «В контексте других кооперативно размножающихся приматов послеродовая отзывчивость человеческих матерей необыкновенно чувствительна к показателям социальной поддержки».

Инфантицид на средневековой китайской гравюре

Хрди считает, что Homo sapiens сформировались как вид с кооперативным размножением, и поэтому человеческие матери очень чувствительны к тому, как много социальной поддержки они получают. Исследовательница говорит: «Если вы посмотрите на случаи инфантицида, то увидите, что они часто происходят до того, как мать начала кормить грудью, до того, как начали формироваться узы». Так как социальные нормы осуждают детоубийство и отказ от детей, довольно неуютно сталкиваться лицом к лицу с тем фактом, что эволюционные силы толкают человеческих матерей к агрессии против новорожденных. Но ничего нового в этом нет. На протяжении всей истории нашего вида люди оставляли и убивали своих детей по разнообразным причинам, от нищеты до неприятия незаконнорожденных потомков.

Конечно, существуют биологические механизмы, препятствующие инфантициду — природа старается не расходовать материал впустую. Без должной социальной поддержки у женщины не будет достаточно питания, чтобы зачать здорового ребенка. Но в нашем обществе мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда молодые женщины могут зачать в раннем возрасте, не имея социальной поддержки.

Хрди говорит: «Мы изменили правила человеческого существования, но не снабдили людей необходимыми инструментами, чтобы справляться с новыми условиями».

Оригинал статьи

Комментарии