Планета обезьян: если бы все животные были разумными

В фильме «Планета обезьян» главный герой оказывается в мире, управляемом разумными приматами, которые поработили людей. Автор книги, по которой был снят фильм, Пьер Буль относил своё произведение к жанру «социальная фантастика». Но что если расширить эту фантазию не только на обезьян, обладающих близким к человеческому разумом, но и на другие виды живых существ – то есть, если бы каждое земное животное неожиданно обрело рациональное мышление? Ответ на вопрос, стал бы один вид царствовать над другими, подобно человеческому, или все животные жили бы в согласии, может показаться абсурдным, но при этом откроет не совсем приятную правду о природе человека и нашей роли как доминирующего вида на Земле.

Планета обезьян: если бы все животные были разумными

К сожалению, гипотетический ответ на данный вопрос нельзя назвать радужным.

«Хаос – самое простое описание того, что произойдет с планетой в таком случае, – говорит Иннес Катхилл (Innes Cuthill), поведенческий эколог из Университета Бристоля. – Мы определенно не должны предполагать, что разумность – это положительная черта».

Робин Данбар (Robin Dunbar), эволюционный психолог Оксфордского университета добавляет, что мы, скорее всего, начали бы убивать друг друга, так как история показывает, что человечество не отличается мирным любопытством в контексте знакомства с новыми людьми.

Учитывая продолжительную историю истребления других видов, как и своего собственного, нет никаких оснований предполагать, что мы, равно как и ставшие разумными животные, будем вести себя по-другому. Напротив, наиболее вероятно в данной ситуации начало Третьей мировой войны, так как ученые отмечают крайне агрессивное восприятие людьми незнакомцев.

Конечно, в подобной войне у многих видов не будет шансов на выживание. Травоядные, например, большую часть времени должны тратить на потребление растений для поддержания необходимого уровня энергии. Из-за этого время, которое они могли бы потратить на коммуникацию с другими видами, изобретение инструментов труда, культурное развитие, значительно сокращается. Таким образом, млекопитающие будут обладать явным преимуществом в случае борьбы с ними. Акулы, дельфины, касатки и прочие животные, которые ограничены в своих передвижениях определенными рамками, будь то пустыни, тропические леса или болота, не смогут бороться за завоевание мира.

Однако крупные хищники, такие как львы, тигры, медведи, волки, и даже не хищные животные, например, слоны и носороги, могут составить серьезную угрозу человеческому доминированию. Учитывая количество вооружения, которым обладают люди и наше количественное превосходство над всеми крупными хищниками, в случае внезапного появления у них разума, их борьба за верхушку пищевой цепочки будет весьма непродолжительной.

Однако уничтожение наиболее опасных хищников не станет решающей победой человечества, нашим новым соперником станут ближайшие «родственники» – приматы. Катхилл отмечает, что шимпанзе, орангутанги, бонобо и гориллы обладают почти такой же физиологией, которая помогает нам использовать технологии. Таким образом, приматы довольно быстро могут приноровиться к нашим компьютерам и оружию, а также создавать свое новые технологии, используя уже изобретенные людьми технологии, и при этом имеют более крупное, мускулистое телосложение.

Но способности наших ближайших сородичей будут зависеть от того, смогут ли они каким-то образом получить накопленные человечеством знания, в том числе, как использовать технологии, как вести эффективные боевые действия и многое другое. Именно принятие этих знаний станет ключом к доминированию, однако вряд ли у них будет на это время прежде, чем люди победят и их.

Стоит отметить, что в долгосрочной перспективе именно способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям и обстоятельствам, вероятно, будет самым сильным оружием в борьбе за мировое господство. По сути, это один из главных навыков, которые помогли человечеству завоевать Землю, так как в отличие от животных различных видов, люди смогли приспособиться ко всем разновидностям климата.

Это указывает на то, что бактерии и другие микробы смогли бы пережить всю другую фауну планеты и стали бы нашим самым серьезным соперником. Однако у бактерий нет нервной системы, и поэтому идея обретения ими разума кажется еще более надуманной, чем в случае с другими многоклеточными, и нам остается лишь радоваться этому факту, учитывая повсеместность распространения бактерий.

«Я предполагаю, что человечество скорее бы стало жертвой намного более примитивной формы жизни – бактерий или вирусов», – говорит Данбар.

Даже если человечество было бы истреблено другими видами, проблемы живых существ на этом бы не закончились. Нет никаких причин предполагать, что любое другое животное, которое было бы наделено способностью мыслить, подобно человеку, не продемонстрировало бы точно такого же поведения, как мы сами относительно эксплуатации других видов и природных ресурсов.

Так же, как и в истории человечества, вполне вероятны были бы и внутривидовые конфликты разумных животных, так как даже они действуют в интересах своих небольших групп, семей, нежели всех особей своего вида.

В итоге все закончилось бы крайне негативно для всех. С вымиранием отдельных видов началось бы разрушение экосистем, в результате которого остались бы лишь самые выносливые – бактерии, тараканы и, возможно, крысы, однако и им вряд ли удалось бы добиться утопии на Земле.

Оригинал статьи

Комментарии