У европейской науки не женское лицо
На протяжении последних 10 лет обладателями примерно 50% докторской степеней в Европе являются женщины. Но после присвоения ученой степени академическая карьера мужчин и женщин складывается по-разному. Среди действующих профессоров меньше четверти женщин, а исследования, проведенные женщинами, имеют в научном мире меньший авторитет, женщины получают меньшие грантов на исследования, и им в целом труднее сделать карьеру ученого, сообщает шведский портал ETC.
По статистике из всех европейцев, получивших степень доктора наук в 1991 году, только 8% мужчин и всего 4% женщин через 12 лет стали профессорами. Что касается академических должностей более низкого уровня, то примерно поровну мужчин и женщин стали научными сотрудниками или ассистентами преподавателей в течение 6 лет после присвоения степени. Однако женщинам в целом сложнее найти даже такую работу. Средний показатель женщин-ученых по Евросоюзу составляет 20%.
«Очень многие исследования в области науки указывают на это. Не случайно так мало профессоров-женщин. Академический мир — последний бастион, который сложнее всего преобразовать», — поясняет исследователь Стина Пауэлл из шведского Национального аграрного университета.
Диссертация Стины Пауэлл посвящена этой проблеме. В ней говорится, что методы присвоения должностей и продвижения по службе в высших учебных заведениях не выполняют свою задачу. Они не только не делают академическую среду более равноправной, но даже наоборот.
В реальности меритократия, когда при назначениях объективно учитываются конкретный вклад в науку и решается, кто получит ту или иную университетскую должность, не работает. Это препятствует развитию более равноправного академического сообщества. Огромную роль в западной науке играют связи.
В вопросах гендерного равноправия,заработных плат и соотношения полов европейское научное сообщество обычно скрывает проблему. Есть даже мнение, что проблема в самих женщинах: им якобы не хватает амбиций и они не уверены в себе. Новое международное исследование Гарварда показывает, что если женщины-экономисты публикуются вместе с коллегами-мужчинами, то их общая работа оценивается как результат мужского труда. .
Комментарии