Привычки гения. Чему поучиться у Альберта Эйнштейна

Саморазвитие – новый тренд, но как простому человеку добиться успеха и получить признание? Спать по 10 часов и не носить носков – может, это ключ к тому, чтобы научиться мыслить как гений? «Футурист» изучил привычки Альберта Эйнштейна и выяснил, в чем секрет ученого.

Странности великих ученых

Физик и изобретатель Никола Тесла верил в упражнения для пальцев ног. Каждый вечер он сжимал и разжимал их по 100 раз на каждой ноге, согласно Марку Сейферу, автору книги «Никола Тесла: повелитель вселенной». Изобретатель утверждал, что оно хорошо влияет на клетки головного мозга.

Самый плодовитый математик XX века Пал Эрдеш употреблял амфетамин, позволявший ему работать по 20 часов в сутки. Его коллега в пари поставил 500 долларов на то, что Эрдеш не протянет без стимуляторов и нескольких недель. Ученый выиграл, но долго сокрушался: «Ты задержал развитие математики на целый месяц».

Ньютон расхваливал плюсы целибата. Оставив более 10 миллионов слов в архиве после своей смерти в 1727 году, он, по общему мнению, все еще оставался девственником. Тесла, впрочем, тоже соблюдал целибат, хотя и признавался позже в чувствах к голубю.

Многие одаренные ученые были в то же время до безумия странными. Начиная от объявленного Пифагором бойкота бобам до тонизирующих «воздушных ванн» Бенджамина Франклина, которые он принимал нагишом. Путь к величию был выстелен весьма своеобразными привычками.

Но что если эти странности – что-то большее, чем просто забавные факты? Ученые все чаще убеждаются в том, что интеллект зависит от генетики далеко не так сильно, как мы привыкли думать. Согласно последним исследованиям, в 40% случаев отличие «умников» от «тугодумов» во взрослом возрасте определяется окружающей средой.

Нравится нам это или нет, повседневные привычки имеют колоссальное влияние на мозг, включая его структуру и образ мыслей.

За всю историю великих умов сочетать гениальность с эксцентричностью получалось, пожалуй, только у Альберта Эйнштейна. Он открыл нам, как выжать энергию из атомов, так, может быть, сможет преподать два-три урока о том, как выжать хоть что-то из мозга обычного смертного? Влияют ли на интеллект привычки в еде, сне или даже одежде? За лучшими лайфхаками для развития мозга обращаемся к гению.

Десятичасовой сон и секундные дремы

Сон полезен для мозга – и, кажется, этому совету Эйнштейну следовал с особым усердием. По воспоминаниям друзей, он спал по 10 часов в сутки, почти в полтора раза больше среднестатистического американца.

Многие из наиболее радикальных прорывов в истории, включая периодическую таблицу Менделеева, структуру ДНК и теорию относительности Эйнштейна, произошли, когда исследователи были без сознания. Теория относительности возникла во время сна о коровах, которых бьют током. Что на практике?

В 2004 году ученые из немецкого университета Лубека провели эксперимент: они попросили добровольцев сыграть в игру на числа без объяснения правил. Большинство постепенно освоилось, но, чтобы победить, надо было разгадать скрытые правила. Когда студенты были повторно протестированы 8 часов спустя, те, кому разрешили поспать, справились с загадкой в 2 раза быстрее, чем те, кто оставался все это время в сознании.

Во время сна мозг проходит серию циклов. Каждые 90-120 минут мозг колеблется между поверхностным сном, глубоким сном и фазой быстрого сна, которая до недавнего времени считалась ведущей в формировании обучаемости и памяти. Однако, согласно нейрофизиологу из университета Оттавы Стюарту Фогелю, во время ночного отдыха мы находимся в фазе медленно-волнового сна около 60% времени. Медленный сон характеризуется вспышками быстрой активности мозга, так называемыми сигма-ритмами или сонными веретенами, которые отображаются на ЭЭГ как зигзагообразные волны. Во время обычного ночного сна их может быть несколько тысяч. Такие веретена длятся по несколько секунд.

«Это и есть переход к другим фазам сна – чем дольше вы спите, тем больше их будет», – утверждает Фогель.

«Сонные веретена» начинаются с мощной вспышки активности, вырабатываемой при быстрых скачках сигма-ритмов в глубинных структурах мозга. Главный виновник этого – таламус, овальная область мозга, отвечающая за перераспределение входящих сенсорных сигналов от органов чувств в правильном направлении. Во время сна он выступает в роли внутренних берушей, шифруя внешнюю информацию, тем самым помогая человеку оставаться спящим. Когда возникают «сонные веретена», всплеск активности перемещается в кору головного мозга, а затем снова в глубинные структуры, делая петлю.

Любопытно, что у людей с большим количеством «веретен» лучше развит флюидный интеллект, то есть способность к абстрактному мышлению, разрешению задач с использованием логики в нестандартных ситуациях и выявлению закономерностей. То, чего у Эйнштейна было в избытке.

Однако большее количество «веретен» не подтверждает пользу долгого сна. По сути, здесь рассуждение развивается по сценарию курицы и яйца: у некоторых людей больше «веретен», потому что они одарены, или они одарены, потому что проходят во сне больше «веретен»?

Профессор Фогель связывает это с задействованными областями мозга: было обнаружено, что области, генерирующие «веретена», – таламус и кортекс (кора головного мозга) – одновременно отвечают за мышление и применение логики в неожиданных ситуациях.

К счастью для Эйнштейна, он мог спать днем. Согласно легенде, чтобы не уснуть надолго, он откидывался в кресле с ложкой в руке и заранее поставленной металлической тарелкой перед ним. Ученый позволял себе заснуть на секунду, затем ложка выпадала из руки прямо на блюдо, и звон будил его.

Ежедневные прогулки

Прогулка для Эйнштейна была крайне важна. В годы работы в Принстонском университете в Нью-Джерси он проходил по полторы мили от дома туда и обратно. Такая же привычка была, например, у Чарлза Дарвина, уделявшему прогулке 45 минут ежедневно.

И дело здесь вовсе не в фитнесе. Множество исследований доказывают пользу прогулок для памяти, творчества и мышления. Возникает «временная гипофронтальность», то есть сниженное кровоснабжение головного мозга в лобных и префронтальных отделах, отвечающих за память, суждения и общение. При таком расслаблении мозг приобретает совершенно другой вид мышления, при котором возможно достижение подсознательного уровня, обычно недоступного. Нет никакого четкого описания этого процесса, но, признайтесь, идея соблазнительная.

Побольше спагетти

Что же у гениев на обед? Ученый как-то раз пошутил, что в Италии ему больше всего нравятся «спагетти и [математик] Леви-Чивита».

Хотя у углеводов не самая лучшая репутация, прав все же Эйнштейн. Мозг – самый жадный до еды орган, потребляющий 20% получаемой энергии и занимающий при этом всего 2% от общей массы тела (у Эйнштейна этот процент был даже меньше: его мозг весил 1230 грамм, тогда как среднестатистический вес – около 1400 грамм). Как и все остальные органы, мозг отдает предпочтение перекусам из моносахаридов (простых сахаров), например, глюкозы, входящей в состав углеводов. Нейроны требуют почти бесперебойной поставки энергии и согласятся на другие ее источники только в случае полнейшего отчаяния.

Будучи жутким сладкоежкой, мозг все же не умеет запасать энергию, поэтому, когда уровень глюкозы в крови падает, энергия тут же заканчивается. Профессор психологии и физиологии университета Рохамптон Лей Гибсон отмечает, что «тело способно производить энергию из собственных запасов гликогена путем освобождения гормонов стресса, таких как кортизол, но это имеет свои побочные эффекты». К ним относятся головокружение и легкая путаница, которую мы обычно ощущаем, если пропускаем ужин. На низкоуглеводных диетах реакции замедляются и отмечается снижение пространственной памяти, впрочем, кратковременное: в течение нескольких недель мозг адаптируется вырабатывать энергию из других источников, в том числе протеина.

Сахара дают мозгу значительный импульс, но, к сожалению, это не означает, что стоит резко налегать на спагетти.

«В основном, исследования показывают, что полезная масса углеводов равна 25 граммам, но если съесть вдвое больше, то можно даже ухудшить способность мыслить», – продолжает профессор Гибсон. 25 грамм – это около 37 палочек спагетти, что на самом деле гораздо меньше, чем кажется: около половины рекомендуемой порции. Любителям итальянской кухни точно не подойдет.

(не)Курите трубку

Сегодня вред курения более чем известен, этой привычке вряд ли разумно следовать. Но Эйнштейн был неисправимым курильщиком трубки, узнаваемый в университетском кампусе по облаку дыма едва ли не больше, чем по своим теориям. Он уверял, что курение успокаивает и способствует трезво оценивать все происходящее. А между тем подбирал на улицах окурки и выбивал из них табак себе в трубку.

Не очень похоже на поведение гения, но в его оправдание можно сказать, что вплоть до 1962 года курение не связывали с раком легким.

Во время курения мозг страдает от нехватки кислорода, поэтому Эйнштейн был гениален не из-за курения, а скорее вопреки ему. Анализ 20 тысячи взрослых американцев, за чьим образом жизни следили в течение 15 лет, показал, что более одаренные люди чаще курят, чем остальные, независимо от возраста, образования или национальности. В то же время британскими исследователями доказано, что курильщики склоны к более низкому IQ.

И никаких носков

Список странностей Эйнштейна не мог бы быть полным без упоминания его бескомпромиссного отвращения к носкам.

«Когда я был маленьким, – писал ученый в письме к своей кузине, а позднее жене Эльзе, – я обнаружил, что большой палец все время проделывает дырку в носке. Поэтому я перестал их носить». Уже будучи женатым на Эльзе, Эйнштейн надевал туфли жены, если не мог найти своих сандалий. К сожалению, наука пока не выявила, как носки влияют на интеллект.

В завершении процитируем один из советов Эйнштейна. «Важно никогда не переставать задавать вопросы: любопытство – настоящая причина, чтобы жить», – сказал ученый в интервью журналу LIFE в 1955.

Если и это не получится, попробуйте упражнения для пальцев ног. Кто знает – может, они и правда работают. Разве вы не умираете от желания проверить их на себе?

Оригинал статьи

Комментарии