Мифы и реальность: нужно ли запрещать дроны для персонального использования

Дроны плотно вошли в нашу жизнь: за прошлый год только в США было продано около миллиона таких “игрушек”. Беспилотники сегодня – не роскошь, но устройство, которое может позволить себе каждый: 2 000 рублей, и это чудо современных технологий – ваше. “Футурист” выяснил, чем опасен дрон в руках обычного человека, и стоит ли запрещать персональное использование этих летающих малышей.

Дроны

За запрет

Обозреватель издания Chicago Tribune Эрик Зорн еще в 2015 году написал памфлет, призывающий “запретить дроны, пока не поздно”. Его беспокоит тот факт, что дроны, доставляющие посылки прямо к дверям, могут с таким же успехом доставить и бомбу.

“Они способны пролететь мимо даже самых изощренных радаров незамеченными”, – пишет журналист и предлагает создать подробный раздел законодательства, регулирующий производство и использование дронов.

Похожей точки зрения придерживается и исполнительный председатель Google Эрик Шмидт. “Робототехника становится важным элементом вооружения государств, но я бы предпочел не предоставлять каждому человеку возможность для ведения личной войны. Это все чисто правительственные дела”, – говорит он. По его мнению, все начинается с малого: два соседа могут поссорится, и один из них будет использовать дрон, чтобы следить за другим и добывать на него компромат. Кто знает, что произойдет потом. Кроме того, Шмидта волнует, что дроны попадут в руки террористов.

Комиссар лондонской полиции на днях заявил, что полеты дронов должны быть запрещены – по крайней мере, вблизи аэропортов, дабы избежать трагических инцидентов. “В прошлом году мы зарегистрировали множество происшествий, связанных с беспилотными летающими аппаратами. Причем некоторые из них относились к категории А”, – подчеркнул он. Были ли они связаны с терроризмом или же простой невнимательностью обычных граждан, в докладе не поясняется.

Вообще, проблема авиации – основная в контексте использования дронов. Например, Федеральное управление гражданской авиации США получает около 100 сообщений об инцидентах, связанных с дронами, ежемесячно. В основном они касаются их опасной близости к воздушным суднам. Тревожит сторонников запрета беспилотников еще и тот факт, что идентифицировать владельца и, соответственно, привлечь его к ответственности, практически невозможно.

Против запрета

А вот исследователь в области высоких технологий Вивек Вадхва считает, что запрет дронов не решит авиационную проблему. Во-первых, еще нет четкого определения, что такое дрон. Если это устройство с дистанционным управлением, то тогда под запрет попадут, например, и летающие вертолеты. В таком случае, конец хобби взрослых и развлечению детишек. К тому же неясно, кто будет заниматься регуляцией этого вопроса, приводить наказание в исполнение.

Вадхва призывает признать пользу дронов для человечества, их неоценимую роль в дальнейшем экономическом развитии планеты. В первую очередь, эта новая технология служит для создания беспрецедентных произведений искусства. Они также стали незаменимыми помощниками картографов и документалистов; они быстро доставляют медикаменты в труднодоступные места, а том числе в страны Третьего мира; опять же, дроны – это доставка товаров, не омраченная проблемами пробок и загрязнения окружающей среды.

По мнению Вадхвы, дроны нужно не запрещать, а улучшать. Например, необходимо продумать продвинутую систему против столкновений – это решит проблему с самолетами. Еще одна инженерная задача - создание воздушных коридоров, по которым смогут летать дроны, и возможность ограничивать их доступ в определенные области.

На случай использования дронов в террористических целях, исследователь предлагает оснастить все устройства умной системой отключения, срабатывающей по причине неисправности или потенциальной опасности. Здесь также помогут коммерческие, персональные системы ПВО для домов, школ, торговых центров и прочих учреждений, дабы защитить их от нежелательного наблюдения или нападения.

К этой исчерпывающей статье можно добавить исследование портала IFLScience. Оказывается, из почти тысячи сообщений о потенциальной угрозе квадрокоптеров самолетам, лишь в 158 случаях беспилотник приближался к судну ближе, чем на 60 метров; остальные происшествия были практически безопасны. По мнению издания, даже птицы представляют большую угрозу для самолетов, чем дроны: по расчетам экспертов, если бы в небе 24 часа в сутки находились миллион дронов, то потенциально они могли бы нанести ущерб хотя бы одному пассажиру воздушного судна раз в 187 лет. Если вас интересуют подробности этой математики, с ними можно ознакомиться здесь.

Показательные инциденты

Начнем с безобидных происшествий. В 2013 году во время массовых митингов в Дрездене Партия пиратов Германии намеренно разбила дрон практически у ног Ангелы Меркель, выражая протест против ее миграционной политики. А один заблудший дрон как-то приземлился на лужайке Белого дома в США. Несколько дней назад жительница Нью-Йорка сообщила, что дрон разбил окно ее квартиры на 27 этаже и расположился на полу гостиной.

Дроны уже неоднократно тревожили животных в национальных парках и заповедниках. По сети гуляют видео, где видно, как тигры атакуют беспилотник, а лоси в ужасе убегают от него.

В апреле 2016 произошел куда более серьезный случай. Дрон все-таки врезался в самолет, идущий на посадку в аэропорту Хитроу. Команда и пассажиры отделались легким испугом.

А на днях американца, сбившего женщину дроном, приговорили к месяцу тюремного заключения, штрафу в 500 долларов, также ему придется пройти курс по безопасному управлению квадрокоптерами.

Предпринятые меры

Некоторые правительства уже предприняли меры по запрещению дронов. Например, в этом феврале власти Ирана запретили полеты беспилотников над Тегераном, мотивировав это соображениями безопасности. Теперь все квадрокоптеры там просто сбивают, не церемонясь.

Во многих городах Индии (Мумбай, Дели) за управление дроном без специального разрешения можно попасть в тюрьму. Аргументация – опасность для самолетов.

В США с законами, касающимися полетов беспилотников, все сложно. Хотя Федеральное управление гражданской авиации и заявило, что без специального разрешения управлять дронами нелегально, ни один владелец еще не был оштрафован. Дело в том, что у этого органа просто нет полномочий запрещать коммерческие беспилотники. Впрочем, правительство США уже вводило временные ограничения на дроны: например, их запретили во время Суперкубка 2016 в воздушном пространстве над стадионом в Калифорнии.

Зато в Швеции все гораздо более прозрачно. Верховный суд страны еще в прошлом году запретил дроны с камерами. Теперь официально их можно использовать лишь органам власти для предотвращения преступлений и несчастных случаев.

Согласно законам ОАЭ, использование дронов разрешено в строго определенных областях. Аналогичная ситуация сложилась и в Японии.

Что в итоге

Аргументов за и против использования персональных дронов хватает. Серьезных инцидентов, связанных с беспилотниками, пока удавалось избежать, но кто знает, когда грянет гром. С другой стороны, технологический процесс не повернуть вспять, и, как сказал ранее мелькавший в этой статье Вивек Вадхва, “дроны уже здесь, хотим мы этого или нет, и все эти вопросы – как технологические, так и моральные – нужно решать”.

Комментарии