Мамонт Женя рассказал о первых людях в Арктике

Свидетельства первых людей в Арктике были обнаружены при раскопках мамонта Жени, следует из опубликованной в журнале Science статьи российских исследователей.

Мамонт Женя рассказал о первых людях в Арктике

Археологические подтверждения распространения людей в северной Евразии до 40 тыс. лет назад крайне редки – в западной Сибири подобные находки располагаются не севернее 57 градусов северной широты. В остальных регионах первые люди в Арктике появились не ранее 35-30 тыс. лет назад. Группа российских исследователей провела раскопки останков мамонта, датируемых 45 тыс. лет до наст. времени, исследование которых расширяет границы предполагаемого ареала распространения первобытных людей до 72 градусов северной широты.

Свидетельства человеческих поселений в Арктике до Последнего ледникового максимума (последний ледниковый период – примерно 26 тыс. лет назад) крайне редки. До открытия стоянок человека в Мамонтовой Курье (датируемых около 37 тыс. лет назад) и на реке Яне исследователи придерживались мнения, что территория Арктики оставалась незаселенной вплоть до границы плейстоцена и голоцена (около 11-12 тыс. лет назад). Открытия последних 20 лет подтвердили присутствие людей в Арктике как минимум с конца морской изотопной стадии 3 (МИС 3 – приблизительно 30 тыс. лет назад).

Известны археологические подтверждения присутствия людей в северной Евразии в первой половине МИС 3. В Сибири эти доказательства сконцентрированы намного южнее северного полярного круга. Всего на территории северной Евразии насчитывается около 15 – 20 мест археологических раскопок с северным пределом в 55 градусов северной широты и возрастом ископаемых около 35-30 тыс. лет до наст. времени.

Распространение ледового слоя в период МИС 4 не повлияло на большую часть сибирской Арктики. Условия окружающей среды межледникового периода МИС 3 были в целом благоприятны для роста популяции травоядных животных, включая мамонтов, в различных частях Арктики. В конце МИС 3 мамонты двигались в освобожденные от ледникового покрова области – центральная часть сибирской Арктики длительное время была заселена мамонтами, высочайший пик роста их популяции приходился на 44-42 тыс. лет до наст. времени. Таким образом, мамонты обеспечили стабильный ресурс питания для первобытных людей в регионе.

В 2012 году команда российских исследователей под руководством секретаря комитета по изучению мамонтов и мамонтовой фауны Российской Академии наук Алексея Тихонова обнаружила частичный каркас мамонта на восточном берегу устья реки Енисей, в 1.8 км к северу от Сопочной Карги. В отличие от прочих недавних находок, найденный мамонт Женя был примечателен хорошо сохранившимися мягкими тканями, включая останки жирового горба и полового члена, и что наиболее важно – повреждения его скелета помогли идентифицировать присутствие человека в регионе на десять тысячелетий раньше, чем предполагалось учеными до этого.

С помощью радиоуглеродного метода удалось определить возраст останков животного около 45 тыс. лет до наст. времени. На костях мамонта были обнаружены неестественные повреждения – на ребрах, правой лопатке и скуловой кости – очевидно, нанесенные людьми во время охоты.

Проанализировав данные травмы, ученые установили, что следы на костях оставлены, вероятно, наконечником острого оружия вроде копья, а недвусмысленные повреждения бивня свидетельствует о попытках отделить его. По следу на скуловой кости можно судить о силе удара и прочности орудия, используемого первобытными людьми, в отличие от последующих более острых, но хрупких орудий. Ученые предполагают, что повреждение являлось случайным промахом, а конечной целью должно было стать основание хобота животного, так как именно там проходит наибольшее количество артерий – подобный метод применяется до сих пор в некоторых племенах Африки при охоте на слонов. Также, поразительными являются отметины от разрезов на ребрах: хотя орудие, судя по всему, лишь прошло по касательной, не достигнув конечной цели – внутренних органов, сила удара позволила ему пройти сквозь шкуру и мышечную массу вплоть до кости мамонта. Останки животного также свидетельствуют о повреждениях после смерти, оставленных людьми. Нижняя челюсть была, очевидно, сломана при извлечении языка, который мог использоваться для ритуала или в качестве деликатеса охотниками.

Помимо мамонта Жени, на территории восточной сибирской Арктики была обнаружена кость волка, датируемая ранним периодом МИС 3. Левая плечевая кость волка имела необычную особенность, полученную, как показали исследования, в результате повреждения острым оружием людьми. Удалось выяснить, что данная находка датируется приблизительно тем же периодом, что и мамонт – около 44-45 тыс.лет до наст. времени, что демонстрирует широкое распространение людей по территории Арктики.

Именно развитие охоты на мамонтов, скорее всего, помогло людям выжить и широко распространиться по территории самой северной Арктики, что повлекло важный сдвиг – позволило им вплотную подойти к Беринговому перешейку и дало возможность перейти в Новый свет до последнего ледникового периода.

Комментарии