Как американские ученые и ФБР изучали происхождение египтян по отрезанной голове мумии

Сто лет назад в древнеегипетском некрополе нашли гробницу важного чиновника и его жены. На гробе лежала отрубленная мумифицированная голова. Только в этом году ученые смогли сказать, кому она принадлежала. К работе подключили даже ФБР.

Отрезанная голова

В 1915 году американские археологи проводили раскопки в некрополе Дейр-эль-Берша и обнаружили там ранее неизвестную гробницу. Внутри тесной известняковой камеры на кедровом гробе лежала отрубленная голова мумии.

В гробнице, которой присвоили номер 10А, упокоились номарх (древнеегипетский эквивалент губернатора) Джехутихотеп II и его жена. Гробница существует уже около 4 тысяч лет, но первые люди побывали в ней задолго до американских ученых. Могила была разграблена. Преступники бросили в угол камеры безголовый торс мумии и сожгли гробницу, чтобы замести следы.

Для археологов остались разрисованные гробы и деревянные фигурки, которые они бережно восстановили и в 1921 году отправили в Музей изящных искусств Бостона. Коллекция ждала своего звездного часа почти 90 лет — находки из Дейр-эль-Берши выставили только в 2009 году. Торс мумии остался в Египте, поэтому гвоздем программы стала отрубленная голова. Ученые раскрасили ее, придав мрачное выражение лицу, выглядывавшему из-за свисающих бинтов.

Куратор музей Рита Фрид отмечает: «Несмотря на то, что голова была найдена на могиле номарха, мы не уверены, что она принадлежала ему или его жене». Единственный способ ответить на этот вопрос — расшифровать ДНК головы. Но в 2009 году ученые еще не умели выделять ДНК из мумий старше 4000 лет. В египетском климате ДНК очень быстро разрушается, и все попытки исследователей заканчивались либо полным провалом, либо получением ДНК, загрязненной следами современных молекул.

Помочь ученым в этой непростой ситуации могло только ФБР (которое, кстати, до этого тоже не работало с настолько старыми образцами). Никто не верил в благоприятный исход этой авантюры, но в марте 2018 года в журнале Genes появилась статья, которая отвечала на вопрос, чья голова лежала на гробе одного из влиятельнейших номархов Древнего Египта.

Ограбленный номарх

Джехутихотеп II был не просто губернатором одной из административных единиц государства — он правил всем Верхним Египтом. Джехутихотеп носил титул «друга единственного» фараона Аменемхета II, ежедневно приносил ему дары, был казначеем и верховным жрецом бога Тота. В награду за все эти услуги Джехутихотеп получил позволение на строительство роскошной гробницы в Дейр-эль-Берше. За 4 тысячи лет от былого великолепия почти ничего не осталось. К счастью, грабителей и вандалов мало интересовали иероглифы на стенах и росписи гробов, поэтому ученые смогли узнать историю этого уникального правителя и оценить работу древнеегипетских ремесленников, живших за 2 тысячи лет до нашей эры. Гробы Джехутихотепа и его жены представляют собой классические шедевры Древнего Египта периода Среднего царства. В их росписи встречаются элементы редкие для тех времен элементы реализма.

Изначально первооткрыватели предполагали, что расчлененная мумия принадлежит жене Джехутихотепа, но некоторые ученые с ними не соглашались. По черепу в принципе можно определить пол покойника — но у головы из гробницы почему-то отсутствовали скулы и часть челюсти — именно те кости, по которым определяется пол. Разгадка может таиться в древнеегипетской традиции мумификации. Существовал ритуал под названием «Церемония открытия рта», то есть мышцы, отвечающие за жевание, могли быть удалены вместе с костями, чтобы покойник имел возможность есть, пить и дышать в загробной жизни. Современные хирурги считают, что эта операция была слишком сложной для древних египтян. Хотя коллеги скептиков повторили опыт древних врачей и удалили нужные мышцы и кости у трупа, используя долото и молоток.

Спасительный зуб

Проблему идентификации мумифицированной головы это не решало — нужен был анализ ДНК. Если генетическая информация и сохранилась где-то, то, вероятнее всего, в коренных зубах — по ним ученые уже получили генетический код Денисовского человека, жившего около 40 тысяч лет назад.

Несколько лет сотрудники Бостонского музея сами работали с зубом, но в 2016 году признали поражение и пригласили к сотрудничеству доктора Лореил из ФБР. Она уже извлекала генетический материал из тела пещерного медведя возрастом около 130 тысяч лет, определяла личность погибших в Корейской войне и во время крушения Титаника. Доктор Лореил работала и в составе международной группы, которая подтверждала тот факт, что найденные вблизи Екатеринбурга останки принадлежат расстрелянной царской семьи Романовых.

Доктору Лореил удалось выделить древнюю ДНК без примесей — но материал был сильно поврежден. Однако сам по себе факт получения генетического материала из древнеегипетской мумии уже был прорывом. Даже по поврежденной ДНК можно определить пол покойника — и доктор Лореил подтвердила, что это мужчина.

Египтянин из Евразии

Таинственный череп принадлежал Джехутихотепу, но тайны на этом не закончились. Ученых всегда интересовал вопрос происхождения древних египтян и их генетической связи с современными жителями Северной Африки. Из ДНК Джехутихотепа выяснилось, что по материнской линии этот номарх был евразийцем.

С этим согласились исследователи из Университета Макса Планка (Германия). Они самостоятельно на год раньше выделили ДНК из древнеегипетской мумии и пришли к выводу, что генетически она ближе к жителям Ближнего Востока и Европы, чем к жителям Африки, которым родственны современные египтяне. Но с выводами нужно быть аккуратнее: ученые пока имеют только два древнеегипетских генотипа. Кроме того, выделенная митохондриальная ДНК дает очень приблизительное представление о родословной ее носителя.

Полученные данные и разработанные методы помогут ученым в дальнейшем понять, как смешивались разные народы на территории Египта. Есть проблема: египетское правительство в 1983 году запретило вывозить из страны древние артефакты, поэтому предметом исследования европейских и американских ученых станут экспонаты музеев.

Сотрудники ФБР тоже извлекли выгоду из этого «расследования»: теперь у них есть методика определения личности человека, чье тело было сильно повреждено (сгорело или разложилось). Работники музея же просто счастливы, что они наконец знают, кому принадлежит знаменитая голова и какую табличку можно над ней повесить.

Оригинал статьи