Потратил 7 миллионов казенных рублей и верил в либерализм. О географе Семенове-Тян-Шанском — в пяти историях
14 января 1827 года родился русский географ второй половины XIX века, как нас учили в школе на уроках географии, ботаник, статистик, общественный деятель Петр Семенов-Тян-Шанский. Это тот самый человек, который исследовал «Неведомую Землю» (так называли Центральную Азию в начале XIX века), рассмотрел в Пржевальском талантливого путешественника, провел первую всероссийскую перепись населения, составил пятитомный географо-статистический словарь Российской Империи. Что еще нужно знать о Семенове-Тян-Шанском — в материале «Футуриста».
Как лото направило Семенова в науку
Тян-Шанский до 15 лет жил и воспитывался в деревне. Правда, тогда он был никаким не Тян-Шанским, а просто Петей Семеновым. Любовь к путешествиям у него началась с географического лото. Это игра с названиями рек, городов, материков и стран. Благодаря игре, его стали манить скалы, обрывы оврагов. «Мне казалось, что я открыл на окраине нашего поместья местность, никем не виданную и никому не доступную», — писал в дневнике Семенов. Он перечитал всю домашнюю библиотеку и особенно ему запала в душу книга по садоводству. Семенов увлекся изучением растений, придумывал им названия, и решил посвятить свою жизнь науке.
Как Семенов обманул Географическое общество и попал на Тянь-Шань
Мысль о путешествии на Тянь-Шань Семенов вынашивал долго. В цель эта мысль превратилась после поездки в Европу, знакомством с Карлом Риттером, про которого шутили, что он путешествовал по Тянь-Шаню из своего кабинета, и знаменитым географом Александром Гумбольдтом, который поддержал идею экспедиции в Азию.
«Работы мои по азиатской географии привели меня... к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на который еще не ступала нога европейского путешественника и который был известен только по скудным китайским источникам. Проникнуть в глубь Азии а снежные вершины этого недостигаемого хребта, который великий Гумбольдт, на основании тех же скудных китайских сведений, считал вулканическим, и привезти ему несколько образцов из обломков скал этого хребта, а домой — богатый сбор флоры и фауны новооткрытой для науки страны — вот что казалось самым заманчивым для меня подвигом», — писал Семенов Тян-Шанский.
Правда, в то время не все поняли бы мечту Семенова. Поэтому он решил немного обхитрить Географическое общество и показал Совету план путешествия на Алтай, в степи и другие места, посещение которых якобы нужно, чтобы дополнить труд Риттера «Землеведение Азии». На самом деле Семенов хотел так попасть в Тянь-Шань. Но если бы он озвучил это Обществу, оно, скорее всего, посчитало бы такое путешествие безрассудным.
Исследования Тянь-Шаня началось с одного из самых глубоких озер Европы и Азии — Иссык-Куль. А первое восхождение на Тянь-Шань Семенов совершил в 1857 году, затем было еще одно восхождение. В целом же на это исследование у него ушло почти два года. Семенов стал первым европейцем, исследовавшим загадочный Тянь-Шань, и первым, кто начертил схему его хребтов. Вот только выполнить завет своего чуть ли не кумира Гумбольдта у него не вышло, напротив, он опроверг его идею о вулканическом происхождении Тянь-Шаня. За исследование «Небесных гор» (так переводится с китайского Тянь-Шань) Семенова наградили приставкой Тян-Шанский. Только произошло это в 1906 году. С тех пор, согласно императорскому указу, первый европеец в «Небесных горах» стал Семеновым Тян-Шанским.
Зачем Семенов-Тян-Шанский устроил перепись населения
Но не только экспедиции захватывали Семенова-Тян-Шанского. Так еще его одной безмерной любовью была статистика, а если точнее, то экономическая география. По его инициативе был создан Центральный статистический комитет, директором которого Петр Петрович стал в 1864 году. По мнению Семенова-Тян-Шанского, статистика не могла быть полноценно научной без всеобщей переписи населения страны. «Научное познание народной жизни и хозяйства народного невозможно без переписи, — говорил Семенов-Тян-Шанский. — Но перепись нужна и для разверстки податей, учета хлебных посевов и урожаев, людей, занятых на заводах, фабриках, промыслах, людей, подлежащих воинской повинности. Перепись необходима для того, чтобы виден был рост населения по губерниям и краям России. Перепись покажет, как усиливается колонизация русских окраин».
Шел он к воплощению этой своей мечты долго. На первом статистическом съезде в 1870 году он поднял вопрос о переписи, но правительство не поддержало идею, вернее отодвинуло решение вопроса. Но Тян-Шанский не сдавался и в 1897 году все же провел первую и единственную в истории Российской империи перепись населения. Опрашивали людей 150 тысяч переписчиков, одним из которых, к слову, был Антон Павлович Чехов. Перепись зарегистрировала более 125 миллионов жителей. Государству это мероприятие обошлось в 7 миллионов рублей.
Какое отношение Тян-Шанский имеет к освобождению крестьян?
Петр Петрович проникся либеральными идеями еще в юношеском возрасте. Одними из его любимых тем были свобода и равенство. Он верил, что когда-нибудь люди в России перестанут быть рабами. Семенов Тян-Шанский много ездил по стране, видел, как живут люди, как они страдают от крепостного права, чувствовал необходимость перемен и ввязался в процесс освобождения крестьян.
«Судьба поставила меня с конца 1857 года, и притом не случайно, не только в свидетели, но и в первые ряды деятелей эпохи освобождения крестьян. В качестве ближайшего сотрудника первого председателя Редакционных комиссий Я. И. Ростовцова, я ознакомился с начала 1858 года со всем тем, что происходило в высших сферах по крестьянскому делу; в качестве же члена-эксперта Редакционных Комиссий со дня их учреждения, я принимал самое деятельное участие в законодательных работах по составлению законопроекта об освобождении крестьян», — из мемуаров Тян-Шанского.
Семенов Тян-Шанский принял участие, пожалуй, во всех работах по освобождению крестьян, в том числе и в составлении самого главного труда 1861 года — «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
Почему Семенов-Тян-Шанский занимался благотворительностью
Благотворительность стала также одним из главных дел Семенова-Тян-Шанского. Он был председателем Общества помощи студентам Императорского Санкт-Петербургского университета и лично помогал средствами некоторым детям-сиротам, членом комитета по устройству быта евреев, председателем благотворительного общества при Андреевском соборе, который выдавал деньги беднякам. Он был председателем санаторной станции в Аренсбурге, где бесплатно лечились десятки больных детей из бедных семей, организовал комитет по сбору средств для жителей Семиреченской области, которые пострадали от землетрясения.
А еще у Семенова-Тян-Шанского были две большие коллекции, которые он частично принес в дар. Первая коллекция — картины фламандских и голландских художников. В 1910 году он передал эту огромную коллекцию, состоящую из 719 полотен и 3476 гравюр и офортов, Эрмитажу. Вообще-то хотел принести в дар. Но под грузом ответственности перед детьми и внуками, которых не хотел оставлять ни с чем, продал коллекцию за полцены, а именно за 250 тысяч рублей. Вторую коллекцию, дорогую сердцу и состоящую из 700 тысяч жуков, Петр Петрович пожертвовал Петербургскому Зоологическому музею.
Сам Семенов так объяснял свою жизненную позицию: «Любовь к человечеству вообще и к каждому человеку в особенности, полная сочувствия к его достоинствам, снисхождения к его недостаткам, отзывчивая к его страданиям, всегда готовая облегчить их».
Комментарии