Хоп, Рагнарек. Триквел «Тора» – идеальный кинокомикс
Безнадежная, казалось, трилогия завершилась лучшим фильмом в истории киновселенной Marvel. Тайка Вайтити доказал, что даже в реалиях крупнейшей корпорации возможно авторское кино.
Роль автора
Marvel известна любовью к унификации. Единственный режиссер всех фильмов – Кевин Файги. Ребята из титров лишь наемники, что выполняют поручения генерального продюсера. Шекспировского режиссера Кеннета Брану здесь почти не отличишь от мастера современных хорроров Скотта Дерриксона. Однако компания в третьей фазе выбрала неожиданную линию – приглашать перспективных и талантливых авторов. У многих даже просматривается фирменный почерк – вспомните хотя бы Джеймса Ганна с мегауспешной дилогией «Стражи Галактики». Имя режиссера финала патетической трилогии киновселенной удивило всех – фестивальный режиссер с тягой к абсурдному юмору Тайка Вайтити. Однако именно он окончательно отвел от Marvel проклятие Ролана Барта – автор теперь живее всех живых.
Вайти – идеальный режиссер для кинокомиксов. Основная черта его фильмов – инфантильность. Герои у него всегда аутсайдеры, живущие в своем детском мире и отличающиеся необъяснимым обаянием. Комиксы по традиции считаются искусством инфантильным. Даже при сегодняшнем торжестве гик-культуры жив стереотип о том, что каждый фанат комиксов – взрослый ребенок. Тайка же и не пытается быть взрослым – творя искусство, он дурачится не меньше, чем его герои. «Реальные упыри» (локализаторы обязаны были выкупить билеты за всех, кого отпугнуло название) – идеальный тому пример.
С помощью абсурда и иронии над жанром фильмов о вампирах Вайтити создал едва ли не самую уморительную комедию последнего десятилетия. Пафосному миру скандинавских мифов – явно чуждому для на ту пору реалистичной вселенной Marvel – была жизненно необходима оздоровительная ирония. Бог Грома бьется на равных с земными супергероями, а со всеми трудностями ему помогают ученые физики – разве это не абсурд? Новозеландец пришел, чтобы выкрутить градус абсурда на максимум. Всю несерьезность вселенной Тора он подчеркнул театральным представлениями: внутри фильма с Мэттом Деймоном в роли лучшего камео в истории Marvel и вовне – на презентации картины актеры разыграли основные сцены блокбастера.
Пока «Дедпул» смеялся над жанром и даже не пытался быть серьезным, «Тор: Рагнарек» стал идеальным сплавом эпических сцен конца света с жесточайшей иронией над жанром, киновселенной и самим собой. Вайтити подготовил нас к перерождению «Тора» еще короткометражками, где скандинавский бог жил с обычным офисным задротом – чем не идейное продолжение «Реальных упырей»?
Инфантильность всегда была присуща «Тору» как персонажу, но ее постоянно перебивал пафос геройства в духе скандинавских саг. Новый Тор даже не отрицает, что он ребенок, рассуждая об этом с едва повзрослевшим Халком и заявляя, что он геройствует просто потому что у него к этому страсть.
Мультик
Ифантильность Вайтити вкупе со стилистикой вселенной Marvel породили крайне необычное зрелище. Фактически «Тор: Рагнарек» – это мультфильм. Причем анимационная пародия на «Мстителей», что вслух подтвердил главный герой, назвав свою команду «Отомстители». С самой стартовой сцены «Тор» выглядит мультяшно и дело вовсе не в графике, которой здесь не так уж много. Диалог с всемогущим демоном Суртуром вполне вписался бы в серию «Геркулеса», любые драки здесь походят на анимационную вселенную Marvel, а центральная злодейка Хэла – чистой воды диснеевская колдунья. Весь, как любит говорить Сергей Шнуров, «эсхатологический восторг» здесь нивелируется несерьезным отношением героев к происходящему. К чему слезы и пафосные диалоги, если в мультиках все равно нет крови и смертей?
Вайтити взял у анимации не только дух, но и метод развития сюжета. Главное достоинство «Рагнарека» в том, что он быстрый. 130 минут – это невероятно мало для лент подобной тематики, которые обычно рассчитаны минимум на два с половиной часа. Залог успеха – грамотный постпродакшн. Режиссер рассказывал, что первая версия была слишком длинной и тяжеловесной. Пришлось переснимать несколько сцен и полностью все перемонтировать. Причем к монтажу подошли с щепетильностью злобного редактора – в фильме нет ни единой лишней сцены, ни грамма воды. Редкое достоинство для супергероики. Переход от сиквела к триквелу осуществляется всего за десять минут. Здесь тремя короткими сценами отвечают на два незакрытых вопроса (откуда Локи на троне Асгарда, куда делся Один и почему Тор расстался с Джейн), устраивают кроссовер со Стрэнджем и ставят основные проблемы фильма, завершая завязку и презентуя антагонистку.
Жемчужина картины – часть на Сакарае. Именно ей отдается наибольший хронометраж – необычное решение для фильма о крушении Асгарда. Декорации мусорной планеты по-мультяшному цветастые, а все персонажи – кальки с анимационных архетипов. Здесь есть и простофиля-деспот с крайне странными вкусами, мужеподобная, но ранимая воительница и неуклюжие помощники главного героя – основные генераторы юмора. Особенно хорошо удался персонаж по имени Корг, которого сыграл сам Вайтити. По канону каменнотелый серьезный революционер с тяжелой жизненной драмой здесь не более, чем реинкарнация классического героя Вайтити. Каждая его фраза и действия вызывают смех, а вся мотивация сводится лишь к необъяснимой преданности новому другу.
Пафосный сценарий «Планеты Халка» с отсылками к «Спартаку» сводится к обычному комедийному шоу. Бьются здесь как в «Looney Tunes», а на революции приходят два человека. Сакаар лишь комфортная для юного зрителя локация, которая приведет к кульминации картины. В ней Вайтити добавит немного брутальности, но лишь за тем, чтобы разрушить серьезность очередной шуткой. Высмеивание клишированных сцен супергероики – главное достоинство картины. Вайтити просто напомнил, что развлекательное кино должно развлекать на протяжении всего хронометража.
Лучший фильм Marvel
Для критики фильма характерен невероятный разброс в оценках: кто-то хвалит его за юмор, а кто-то считает, что с комедией перебор, кому-то понравился визуал, а кто-то увидел очередную развлекательную пустышку и так далее. Но если оценивать каждую деталь по отдельности и качество их сплетения, то «Тор: Рагнарек» вполне справедливо можно назвать лучшим фильмом киновселенной Marvel.
Давайте по очереди. Ключевое для бесконечного сериала о супергероях – умение вплести фильм в общий сюжет. Триквел «Тора» изначально был ключевым пунктом на подходе к первой контрольной Кевина Файги – «Войне Бесконечности». Вайтити удалось поразительно легко связать все сюжетные линии. Перчатка Бесконечности, опрометчиво вставленная в первого «Тора» ради пасхалки, между делом была названа подделкой. Тор лишился всего и вышел на новый уровень без лишних сцен и долгих объяснений. Вопрос о пропаже и эволюции Халка решился за бодрейшие 10 минут картины. А появление Таноса произошло в излюбленном формате Marvel – сцене после титров.
С отсылками тоже полный порядок. Выражение лица Локи, когда Халк трепет Тора из стороны в сторону, просто бесценно – идеальная отсылка к культовой сцене из «Мстителей». Со скандинавской мифологией все тоже по канону: на месте и Суртур, и Хэла и даже волк Фенрир не кажется чем-то сюрреалистичным. Параллельно Вайтити успел сделать приятное и самому себе, собственными же словами отсылая к «Реальным упырям» фразой о штуковине, что может проткнуть сердца сразу трех вурдалаков. Ну а для любителей масштаба здесь полно реминисценций к христианской иконографии (декораторы шикарно поработали с видами залов Асгарда) и библейских сюжетов.
Персонажи раскрыты с новых стороны и полностью трансформируются в ходе картины. Актеры играют прекрасно – заметно, что на съемках они отрывались и позволяли себе множество импровизаций. Особенно хороша Кейт Бланшетт в роли смерти во плоти – редкий злодей Marvel, который имеет потенциал стать долгоиграющим. К визуалу претензий ноль, особенно по части художников и декораторов. Действие идет быстро и весело, не забывая о важных деталях и сюжетных линиях. Юмор рушит все грани абсурда в такой, казалось, консервативной вселенной, и дает прикурить ужасным туалетным шуткам «Стражей Галактики». А по своему стилистическому своеобразию «Тор» обходит любую картину Marvel. Фильм продолжает гнуть генеральную линию отсылок к культуре 80-х, блистательно распоряжаясь саундтреком: возможность самостоятельно подбирать музыку – первое, о чем попросил Вайтити.
Marvel приучила очаровывать нас новыми мирами. В «Рагнареке» таких сразу пять и все потрясающе продуманны. Вдобавок к этому Вайтити нашел золотую середину между условно радужным Marvel и условно мрачным DC. «Тор» одинаково здорово сочетает в себе все краски, прокладывая радужный мост к главному событию в истории киновселенной – «Войне Бесконечности».
Комментарии