Троллил до того, как это стало мейнстримом: несколько историй из жизни графа Алессандро Калиостро

​XVIII богат на истории всевозможных авантюристов, магов и самозванцев. Джузеппе Бальзамо (более известного под именем графа Калиостро) называют главным мошенником XVIII века. Людьми, которых он обманул, можно заселить небольшое государство, а из его уловок получится неплохое пособие для начинающих фокусников. Несколько эпизодов из жизни известнейшего авантюриста самого авантюрного века — в материале «Футуриста».

Сын суконщика, мальтиец или цыган?

Сын мелкого торговца Джузеппе Бальзамо большую часть жизни выдавал себя за благородного графа Алессандро Калиостро. Удивительно, но этой выдумке поверили многие. Версия о том, что известного авантюриста оклеветали, назвав сыном суконщика, была популярна даже спустя сто с лишним лет после его смерти в 1795 году. Журнал Theosophy в октябре 1938 года опубликовал статью, в которой рассматривалась альтернативная точка зрения на биографию Калиостро. В частности, там приводилась история детства авантюриста, рассказанная им самим.

История Джузеппе Бальзамо была сочинена в духе лучших приключенческих произведений. Родился герой, разумеется, вдали от центра европейской цивилизации, на острове Мальта, где в 1743 году все еще размещался старинный католический орден. Своих родителей (как и их фамилию) Калиостро, конечно же, не помнит, но точно знает, что они были добрыми христианами благородного происхождения. Вероятно, благодаря своей голубой крови юный Калиостро оказался в богатом дворце в Медине, где под руководством учителя Альтотаса учился наукам и восточным языкам. И, хотя юный Калиостро оказался среди мусульман, истинная вера жила в его сердце (на этом месте все любители средневековых эпосов должны сочувственно всхлипнуть).

Скитания будущего авантюриста начались в 12 лет. Он объездил Азию и Африку, пожил в Мекке, полюбовался египетскими пирамидами и вернулся на Мальту, где получил европейское платье и имя графа Калиостро. Но на этом скитания не закончились: Калиостро поехал в Сицилию, Грецию и наконец добрался до Рима, где нашел самую большую любовь и самое большое несчастье своей жизни — Лоренцу Феличиати. Пока сам Калиостро пропадал в химических лабораториях, проводя серьезные исследования, Лоренца развлекалась с его друзьями. Граф был слишком наивен и добр, чтобы распознать измену, поэтому вскоре он был обманут и разорен самыми близкими людьми.

Очень сложно себе представить, как человек, мастерски обманывающий сильных мира сего, был введен в заблуждение неверной женой и кучкой псевдодрузей, но в целом люди этой истории верили. Даже известная писательница оккультного толка Елена Блаватская со всей ответственностью заявляла, что граф Калиостро никак не может быть Джузеппе Бальзамо, потому что Бальзамо — мошенник, а Калиостро — настоящий маг. Сам же «граф», вероятно, от души развлекался. Некоторым он, например, рассказывал историю о том, что, на самом деле, он цыган.

Главная аферистка XVIII века

Жена Калиостро, Лоренца, действительно была шарлатанкой и распутной женщиной, но свои авантюры она проворачивала только вместе с мужем. Особенно супруги любили шантажировать любовников Лоренцы. Для этого графиня Калиостро заманивала своих поклонников в компрометирующее положение, в котором их заставал «разъяренный» граф (как правило, вместе со свидетелем). Перепуганному любовнику, дабы сохранить свое положение в обществе, не оставалось ничего, кроме как заплатить Калиостро крупную сумму за молчание.

Другим источником заработка супругов-аферистов была продажа эликсиров молодости. Калиостро сообщали своим доверчивым покупателям, что юной, невероятно красивой Лоренце на самом деле 60 лет, а сам граф и вовсе присутствовал на распятии Христа. Для убедительности Калиостро требовал, чтобы его слуги говорили всем интересующимся, что они служат у «мага» уже несколько сотен лет (этот трюк Калиостро позаимствовал у своего «коллеги», графа Сен-Жермена). В наши дни история о трехсотлетнем дворецком стала анекдотом, а в XVIII веке люди считали подобные заявления серьезным аргументом для того, чтобы купить чудодейственные эликсиры.

Граф Калиостро и философский камень

Славу великого алхимика граф Калиостро получил с помощью еще одного простого трюка. Он охотно устраивал сеансы, на которых превращал неблагородные металлы в золото. Главным героем этих представлений становился котел с двойным дном. В тайное отделение котла Калиостро клал кусочки золота, затем демонстрировал зрителям пустой сосуд. После проведения магического обряда изумленная аудитория неизменно видела в котле расплавленное золото. Иногда граф даже не утруждал себя поиском сосуда с двойным дном: он просто подкидывал золото в тот момент, когда ставил котел в печь. Тем же методом он «превращал» стекло в бриллианты.

Фаворит фаворита

Калиостро не обошел своим вниманием и Россию, которая в конце XVIII века переживала подъем интереса к масонству. Граф Калиостро к этому моменту уже успел объявить себя магистром египетского масонского ордена, поэтому в варварской России ожидал встретить толпу легковерных и восторженных почитателей, состоящую из людей самого высокого положения. Но расчеты графа не оправдались: русские оказались людьми холодными и скептическими, а императрица Екатерина и вовсе не собиралась встречаться с «прославленным магом». Но Калиостро смог изменить общественное мнение в свою пользу. Произошло это на званном вечере у Елагиных. Сначала граф очаровал высокое общество занимательными разговорами, а затем решил сразить дворян своими сверхъестественными способностями. По словам Калиостро, человек способен влиять на реальность так, как ему заблагорассудится. Чтобы доказать это, он попросил одну даму из зала сесть перед остальными гостями, смотреть в стоящий перед ней чан с водой и говорить, что она там видит. Через некоторое время дама заметила в чане силуэт графа Потемкина, входящего в дом. В ту же секунду двери зала распахнулись, и слуга доложил о прибытии могущественного графа.

Общество было в восхищении, но теперь Калиостро интересовал только Потемкин: фаворит Екатерины II мог стать действительно могущественным покровителем для четы Калиостро. Но Потемкин явно не был расположен к новым знакомствам: его одолела скука, а скука порождала презрение. Тогда Калиостро решил использовать свою жену, красоту которой еще никто не оставил незамеченной. Лоренца, разумеется, свою роль выполнила блестяще: несколько неуклюжий французский только добавил ей очарования в глазах могущественного графа. Калиостро снова пошел в бой. Он якобы ввел свою жену в состояние особого транса (Лоренца играла блестяще), при котором человек, пребывая в глубоком сне, может не только следить за происходящим, но и читать мысли окружающих. Потемкин этим сказкам не поверил. Тогда Калиостро предложил ему проверить Лоренцу. Графы вышли из комнаты в сопровождении еще нескольких мужчин, и Потемкин загадал свое желание: Лоренца должна спеть и принести ему цветок. Затем Потемкин вернулся в зал (Калистро по договору остался вдали от жены) и пробудил Лоренцу от ее «сна». Графиня исполнила загаданное, сделав могущественного Потемкина своим поклонником.



По распространенной версии именно увлечение Потемкина стало причиной высылки супругов Калиостро из России: Екатерина II якобы приревновала своего фаворита. По другой версии, императрице не понравилось, что Калиостро собирает вокруг себя тайные общества, которые она по естественным причинам недолюбливала. Об истинных причинах остается только гадать, а вот поводом для высылки стал случай с сыном князя Голицына. В Петербурге Калиостро активно занимался лечебной практикой, причем денег за нее не брал, чем покорил всех местных бедняков. Малолетний сын князя Голицына страдал тяжелым сердечным заболеванием, официальная медицина здесь была бессильна и пророчила мальчику скорую смерть. Княгиня Голицына в силу возраста уже не могла рожать, поэтому смерть мальчика означала смерть единственного наследника могущественного рода. Калиостро взял на себя обязательство вылечить маленького князя, но при условии, что никто, включая родителей, не будет встречаться с мальчиком до его выздоровления. Через некоторое время граф действительно вернул княжеской чете здорового сына. Голицын на радостях осыпал Калиостро золотом (хотя тот вначале отказывался), но затем княгиня стала замечать, что ее сын стал другим. Выяснилось, что маленький Голицын умер в тот же день, когда его привезли к Калиостро, и авантюрист просто подменил ребенка. Екатерина II ухватилась за эту историю и выслала мошенников из страны.

Ожерелье королевы

А вот к знаменитой истории с ожерельем Марии-Антуанетты Калиостро, вероятно, не имеют отношения, хотя им в вину постоянно ставят и ее. Просто здесь их дорожка пересеклась с дорожкой других аферистов. Из России Калиостро сбежали во Францию, где околдовали кардинала Луи де Рогана. Кардинал планировал достичь еще более высокого социального положения, очаровав Марию-Антуанетту. Сама королева кардинала недолюбливала, поэтому реальных шансов на повышения у честолюбца почти не было. Но на свою беду Роган встретил Жанну Ламотт-Валуа, которая вполне успешно распространяла слухи о том, что она дружна с королевой (сама Мария-Антуанетта, впрочем, позже заявила, что впервые слышит имя Жанны). Но Роган, как и многие другие, Ламотт поверил и попросил ее за вознаграждение повлиять на королеву. Жанна подделывала письма от королевы, поэтому Роган был уверен, что Мария-Антуанетта от него без ума. Ламотт и ее муж нашли модистку, похожую на королеву, с которой периодически встречался Роган. По словам Жанны, до цели кардинала остался всего один шаг — подарить королеве невероятно дорогое ожерелье, которое Людовик XV когда-то заказал для своей фаворитки, но так и не выкупил по причине своей смерти.

Ювелиры долго и нудно уговаривали легкомысленную королеву купить драгоценность, но даже Мария-Антуанетта понимала, что финансовые дела Франции никак не позволяют таких затрат. А вот Роган, недолго думая, согласился, несмотря на то что по нынешним меркам ожерелье стоило около 100 миллионов долларов. Он внес часть суммы и передал ожерелье мужу Ламотт, который, разумеется, и не думал дарить его королеве, а тотчас же уехал в Англию и продал там часть камней. Обман вскоре раскрылся, Ламотт заклеймили и посадили в тюрьму для проституток, а королеву и Рогана оправдали. Калиостро попал под суд только за то, что в то время был приближенным кардинала и гипотетически имел возможность организовать дело. Графа тоже оправдали, но ему вместе с покровителем пришлось покинуть Францию.

Комментарии