Семь неожиданных вещей, которые увеличивают риск заболевания раком

Всем известно, что курение и пребывание на солнце без защиты от ультрафиолета увеличивают риск заболевания раком. Однако существуют и другие факторы, о которых мало кто знает. Ниже – семь странных вещей, которые могут повысить риск развития рака. И в качестве бонуса – один фактор, о котором много говорят, но у ученых он вызывает наименьшее опасение.

Горячий чай

Согласно исследованию, проведенному в Китае в 2018 году, употребление чрезвычайно горячего чая может увеличить риск рака пищевода. Исследование включало около 450 тысяч человек. Выяснилось, что люди, которые обычно пили горячий чай и злоупотребляли курением и алкоголем, имели в пять раз больший риск рака пищевода, чем те, кто не имел ни одной из этих трех привычек. Экстремально горячая температура чая может повредить слизистую оболочку пищевода, увеличивая ущерб, наносимый дымом и алкоголем, поясняют исследователи.

Малоподвижный образ жизни

Один из способов снизить риск рака – это двигаться. Более высокий уровень физической активности связан со снижением риска некоторых наиболее распространенных видов рака, включая рак легких, толстой кишки и молочной железы. Одно исследование показало, что физические упражнения снижают риск любого типа рака на семь процентов. При этом ученые пока не могут объяснить, как именно это работает.

Высокий рост

У высоких людей больше шансов заболеть раком, чем у более низких. Исследование 2018 года показало, что каждые дополнительные 10 сантиметров роста увеличивают риск развития рака у человека на 10 процентов.

Ученые обнаружили связь между ростом и раком еще в 1950-х годах, но до сих пор не смогли точно объяснить ее. Есть версия, что все дело в большем количестве клеток у высоких людей: чем больше клеток, тем больше вероятность, что одна из них начнет мутировать и приведет к развитию рака.

Более раннее исследование показало 13-процентное увеличение риска развития рака у женщин в постменопаузе с каждыми 10 дополнительными сантиметрами роста. А исследование 2016 года обнаружило связь между более длинными ногами и риском развития рака толстой кишки у людей. Возможно, уровень факторов роста в организме играет определенную роль в этой связи, предполагают ученые.

Дым от костра

Летние шашлыки не так невинны, как могут показаться. Люди, которые сидят рядом с мангалом или костром, могут поглощать через кожу повышенное количество химических веществ, называемых полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ), как показало исследование 2018 года. Эти химические вещества высвобождаются при сжигании древесины или древесного угля и, как известно, являются канцерогенами или возбудителями рака.

Эксперимент показал, что люди получают более высокий уровень ПАУ через кожу, чем вдыхая дым. Это значит, что одежда может помочь снизить риски.

Грудной имплантат

Женщины с определенным типом грудного имплантата (текстурированным, а не гладким) могут столкнуться с повышенным риском редкого типа лимфомы, называемой анапластической крупноклеточной лимфомой, показало исследование 2018 года. Этот тип рака не связан с молочной железой – он поражает клетки иммунной системы.

Тем не менее, общий риск такого рака даже среди женщин с имплантатами очень низок. Исследователи подсчитали, что на каждые семь тысяч женщин, которые получают грудные имплантаты, только у одной разовьется лимфома, когда ей исполнится около 75 лет. Хотя причина связи не совсем ясна, вполне возможно, что имплантаты вызывают повышенное воспаление в ткани молочной железы, что может привести к раку со временем, говорят исследователи.

Алкоголь

По оценкам исследователей Американского общества клинической онкологии, ежегодно пять процентов новых случаев рака во всем мире и шесть процентов ежегодных случаев смерти от рака напрямую связаны с употреблением алкоголя. Речь идет о раке молочной железы, прямой кишки, пищевода и печени, а также раке полости рта и горла. И хотя частое употребление алкоголя, как правило, связано с более высоким риском рака, исследования показывают, что употребление даже легкого или умеренного количества алкоголя может увеличить риск развития рака у людей.

Эксперимент 2018 года на мышах показал, что распад алкоголя в организме способен высвободить химическое вещество, повреждающее ДНК стволовых клеток крови, что может привести к раку.

Избыточная масса

Согласно исследованию 2017 года, наличие более высокой массы тела может увеличить риск более десятка типов рака (пищевода, желудка, печени, почек и других органов) по сравнению с людьми, которые находятся в нормальном диапазоне веса.

Дело в том, что люди, страдающие избыточной массой или ожирением, имеют высокий уровень воспалений. Также работа 2017 года показала, что у людей, которые в целом поддерживались здорового образа жизни, риск развития рака был ниже, чем у остальных.

Бонус: что насчет мобильных телефонов?

Если вдруг вам покажется, что рак может вызвать все что угодно, это все же не так. К примеру, исследования не нашли связи между электромагнитными сигналами от мобильных телефонов и риском риском рака у людей.

В десятилетнем исследовании, опубликованном в 2018 году, ученые рассмотрели влияние очень высоких уровней радиочастотного излучения на развитие рака у лабораторных крыс. Ученые пришли к выводу, что нет никаких доказательств того, что уровни радиочастотного излучения, которым люди подвергаются при использовании мобильных телефонов, вредны для здоровья человека.

Читайте еще: 8 самых вредных мифов о раке