Как доказать, что вы живете не в выдуманной реальности? Ответ философии
Что если на самом деле вы сейчас находитесь совсем не там, где вам кажется? А на самом деле вы — подопытный в эксперименте злого гения, и мозг ваш сейчас плавает в питательной жидкости, в ванночке на лабораторном столе. Нервные окончания связаны с суперкомпьютером, который и симулирует все ощущения повседневной жизни. Так и проходит время: вам кажется, что все в порядке, хотя на самом деле… Существуете ли вы в таком случае? Являетесь ли вы все еще собой? Что если мир, каким вы его знаете — плод ваших фантазий или иллюзия, созданная злым ученым?
Это все, конечно, похоже на сценарий какого-то психологического триллера, но можете ли вы с абсолютной уверенностью сказать, что это не так?
Дьявольская ложь
Философ Хилари Патнэм описал этот сюжет с мозгом в капсуле в 1981 году в своей книге «Разум, истина и история», хотя он строится на концепции Рене Декарта, описанной в «Размышлениях о первой философии» 1641 года.
Хоть такие мысленные эксперименты и могут казаться бесполезными (и немного тревожными), они служат важной цели. Философы прибегают к ним для изучения того, каких идей мы можем придерживаться ради достижения истины и, следовательно, что мы можем знать о себе и окружающем мире.
Декарт считал, что лучший способ сделать это — начать сомневаться во всем и от этого строить все наши знания. Используя этот скептический подход, он утверждал, что только ядро абсолютной уверенности будет служить надежной основой для знания. Он говорил: «Если вы истинный искатель правды, то вам необходимо хоть раз в жизни усомниться, насколько это возможно, во всем».
Декарт считал, что каждый способен мыслить подобным образом. В одной из своих работ он описал сцену, как он сидит перед камином в своем деревянном доме и покуривает трубку. Он задается вопросом: можно ли верить тому, что трубка лежит у него в руке, а тапки надеты на ноги? Философ замечает, что все его чувства обманывали его в прошлом, но ведь ни на кого и ни на что, что лгало однажды, нельзя полагаться. Отсюда не может быть и уверенности в правдивости чувств.
В кроличью нору
Именно из философии Декарта мы получили классические скептические вопросы, столь любимые многими мыслителями, вроде: как можем мы быть уверены, что мы бодрствуем, а не видим сон?
Декарт полагал, что существует некий всемогущий и злой демон, который обманывает нас, заставляя поверить в реальность всего происходящего, хотя на самом деле мир можем быть совсем не таким, как нам кажется: «Я полагаю, что некий демон невероятной силы и хитрости использовал все свои силы, чтобы обмануть меня».
Мысленный эксперимент с мозгом в капсуле и испытание скептицизмом часто использовались в массовой культуре. Среди известных современных примеров, конечно, фильм «Матрица» 1999 года и фильм Кристофера Нолана «Начало» 2010 года. Наблюдая за экранизированной версией мысленного эксперимента, зритель может представить себя в вымышленном мире и безопасно для себя исследовать философские идеи.
Например, при просмотре «Матрицы» мы отождествляем себя с главным героем Нео (Киану Ривзом), который обнаруживает, что привычный ему мир — компьютерная симуляция, а его атрофированное тело на самом деле содержалось в капсуле, в жидкости, с помощью которой и поддерживались жизненные показатели.
Даже если мы не можем быть уверены, что внешний мир действительно такой, каким нам кажется, Декарт в начале второго размышления все же дает надежду. Несмотря ни на что мы можем быть уверены, что существуем, потому что каждый раз, когда мы сомневаемся, работает наше «Я», которое и создает это сомнения. Отсюда и известное выражение: «cogito ergo sum», или «мыслю, следовательно существую».
Да, вы вполне можете быть мозгом в колбе, а ваша жизнь — компьютерной симуляцией, но будьте уверены: по крайней мере, вы мыслите!
Комментарии