Конструктор LEGO. Из чего мастерит свои фильмы Кристофер Нолан

В своем новом фильме «Дюнкерк» крупнейший современный режиссер Кристофер Нолан создал очередной пазл, решить который можно лишь по ходу фильма. «Футурист» вспоминает, как Кристофер Нолан придумал уникальный стиль повествования в кино.

Нелинейное кино

Во множестве интервью Кристофер Нолан утверждает – каждую картину он рассматривает как геометрическое произведение и поэтому чертит кучу схем. Это и понятно, даже в самих фильмах у героев постоянно в руках диаграммы и карты. Режиссеру отчасти менее интересны переживания персонажей. Больше Нолана захватывает необычный нарратив его повествования.

Основной прием Нолана – нелинейная структура. Это заметно практически во всех фильмах, особенно отчетливо – в «Помни» и «Дюнкерке». В чем она выражается? В «Помни» главный герой страдал потерей кратковременной памяти, из-за чего не мог вспомнить происходившее с ним 5 минут назад. Для фильма режиссер вместе со своим братом Джонатаном провернули впечатляющий трюк, на монтаже собрав просто таки выдающуюся историю. Первая часть идет в обратном порядке, и мы смотрим на историю ровно таким же образом, как и главный герой – будто мы ничего не помним.

Другая часть кино, выделенная в черно-белую палитру, развивается линейно и позволяет увидеть предысторию того, что происходит в другой части. Прием оказался настолько эффектным и эффективным, что, увидев финал, очень трудно удержаться от вау-эффекта. Но не только в финале дело, поскольку даже внутри самой истории режиссер использует все возможности, чтобы удивлять зрителя. Например, одна сцена начинается с того, что главный герой судорожно пытается записать что-то на бумаге, пока к нему не заходит другой персонаж, и он забывает это записать. На поверку оказывается, что все было подстроено тем вторым персонажем, и в первой сцене главный герой пытался записать – «Не доверяй этому человеку!». И таких трюков в фильме навалом.

Структура фильма «Помни» на английском языке

Пазл как способ построения истории

В «Дюнкерке» режиссер снова сочинил непростой пазл, пусть и без явно гениальных фишек. В интервью Нолан рассказывал о желании снять кино об эвакуации с трех точек зрения: суши, воды и воздуха, дабы на этих трех примерах показать, как развивались события. Причем на суше проходит одна неделя, на воде – один день, а в воздухе – час. Такая структура фильма позволила Нолану показывать события всех трех блоков параллельно, в то время как длительность событий оставалась совершенно разная. Остается только гадать, каким тяжелым трудом на монтаже собирался этот фильм, чтобы все три части взаимодействовали друг с другом на экране, создавая нужный эффект сопереживания. Тем не менее, в изобретательности Нолану и на этот раз не откажешь – в конце все элементы собираются в единую конструкцию, показывая, как Нолан умеет работать с формой.

Вы спросите, зачем нужна была эта конструкция? Все-таки это военное кино, а у любой картины подобного жанра со времен «Апокалипсиса сегодня» должен быть пацифистский шлейф? Помимо ответа, что Нолану это было необходимо для художественный целей (драматизировать ситуацию), можно сказать, что это PR-ход. Смотреть военное кино бывает тяжело, и, чтобы предоставить думающим людям возможность проявить свою смекалку, он построил фильм как загадку, чтобы удерживать внимание зрителей не только и не столько историей, но и ее конструкцией. В этом весь Нолан – он не умеет вышибать слезу, но мастер поразить своей изобретательностью.

Другие приемы режиссера

Но это только один из приемов Нолана. Двумя другими (флэшбеки\флэшфорварды и параллельный рассказ) он вовсю пользуется в фильмах «Престиж» и «Начало». В «Начале» действие разворачивается в пяти параллельных реальностях «сна в сне». Этот известный кинематографический прием Нолан возводит до абсолюта и опять играет со временем. В каждой следующей реальности время идет медленнее, чем в предыдущей. То есть, в последней реальности – «либме», проходит 50 лет, в то время как в первой реальности – «Нью-Йорке», проходит лишь несколько секунд.

Структура фильма «Начало» на английском языке

“Престиж” построен как серия флэшбеков и флэшфорвардов, а сам фильм существует в нескольких временных реальностях, раскрывая как прошлое персонажей, так и будущее. Таким же образом Нолан поступает и с Бэтменом (в фильме «Бэтмен: Начало»), мотивировку которого стать летучей мышью режиссер ищет в детстве главного героя, снабжая зрителя погружениями в прошлое.

Семейка изобретателей

У Ноланов конструировать сложные истории – это семейное, не зря же половину своих фильмов он сочинял вместе со своим братом – Джонатаном Ноланом, также создавшим нашумевший сериал «Мир Дикого Запада», действие которого бурлит в трех параллельных реальностях.

Статья по теме

Каким будет второй сезон «Мира Дикого Запада»

Кристофер Нолан воистину мастер формы, от фильма к фильму он ищет новые способы изощренного повествования, где нелинейность становится основным приемом, а кусочки фильмов складываются между собой как кубики LEGO. И в новом фильме «Дюнкерк» режиссер не разочаровал и снова показал зрителям пазл, решив который они могут почувствовать себя избранными.

Фото: Collider

Комментарии