Почему сложно ничего не делать и еще 4 вопроса о скуке

Сколько раз в неделю вы испытываете скуку? Чем она может быть вызвана и не прячется ли за ней самая обычная лень? «Футурист» разбирался в том, что происходит в голове, когда мы говорим себе «мне скучно».

Почему так сложно ничего не делать?

Каждую неделю Дерек Берес, музыкальный продюсер и одновременно инструктор по йоге из Лос-Анджелеса, проводит интенсивные занятия по йоге и фитнесу. Они, как известно, предполагают высокий уровень интенсивности и физической нагрузки. Несмотря на это, последние минуты занятий Дерек всегда переключает своих учеников на парасимпатический модус, чтобы стабилизировать поток гормонов и нейрохимикатов в организме, которые поддерживают нервную систему. Даже если все занятие им показалось достаточно трудозатратным, эти последние минуты всегда даются с большим трудом.

Люди всегда заряжены на движение. Можно сказать, что мы эволюционировали как род, отчасти благодаря нашему генетическому вызову продолжать двигаться в поисках чего-то. К концу занятия по йоге множество движений уже сделано: медленное растягивание мышц, глубокое интенсивное наблюдение за своим дыханием, мягкое перемещение к активному восстановлению и релаксации. И тем не менее, это тот момент, когда начинается ерзание и ненужное таращение по сторонам.

Именно поэтому неизбежно приходится включать специальные синие экраны в затемненной комнате по йоге в самом начале занятия, чтобы экраны стимулировали выработку дофамина в организме.

Но почему возникает эта дополнительная ненужная активность? Неужели люди просто начинают скучать? Недавняя статья, опубликованная Гарвардской школой педагогических наук, оспаривает само понятие «скуки». Исследователи заметили, что с возрастом дети становятся все менее заинтересованными в чем-то, по сравнению с временем в промежутке между детским садом и старшими классами школы. Опрос, проведенный американским Институтом Гэллапа, показал, что всего лишь 2% выпускников гимназий и школ «никогда не скучают». Существует много аргументов, объясняющих это, но что, если такого феномена, как скука, на самом деле не существует?

«То, что мы называем скукой – это просто общий термин, который может охватывать целый комплекс явлений, таких как фрустрация, пресыщение, депрессия, отвращение, безразличие, апатия. Тодд Рос, преподаватель Школы педагогических наук Гарварда и директор программы «Сознание, мозг и образование», признается, что американская система образования рассматривает скуку, как недостаток характера, как сигнал того, что «с тобой что-то не так», – сообщается в статье.

«Скучно» – это как?

У взрослых, к этому списку добавляется еще один симптом – невнимательность или когнитивная неспособность развить этот навык. Наши привычки формируют и, в конечном счете, определяют нас. Если человеку сложно сконцентрироваться на поставленной задаче, то это будет сказываться на всей его активности, включая хобби. И чем хуже мы фокусируемся на чем-то, тем хуже становится эта тенденция.

Наш мозг может находится только в одном состоянии в конкретное время – это или так называемый «режим по умолчанию», то есть когда человек грезит или мечтает, или «центральный режим исполнения», когда мозг сфокусирован на задании или какой-то идее. Таким образом, мы или заинтересованы, или нет – одно из двух.

Оба эти состояния ценны в зависимости от контекста. Способность концентрироваться имеет решающее значение, когда речь идет о приобретении новых навыков, изучении языков или любом двигательном паттерне, когда человек совершая движения, сначала его обдумывает. Такие движения, языки и процесс научения встречаются фактически в любой деятельности. Способность освобождаться или быть в состоянии «мечтательности» полезна в решении проблем и эмоциональном регулировании. Выигрывает тот, кто выбирает правильный модус работы своего мозга для правильного действия. А проблема возникает, как раз из-за неспособности переключаться между ними.

Причем тут социальные сети?

Быстрые дозы дофамина, которые мы получаем каждый раз, когда сидим в социальных сетях, эксплуатирует нейронные системы, предназначенные для глубокого внимания. Мозг не способен сконцентрироваться на длительный период времени, когда человек ждет нового нейрохимического толчка.

Но это еще не значит, что мы перешли в здоровый «режим по умолчанию». Между положением «откинувшись назад» или лежачим положением и некоторым разрешением своему сознанию мыслить свободно и просто пролистывать ленту соцсетей – большая эмоциональная разница. Беспокойство, которое развивается в результате вынужденной паузы на то, чтобы отвлечься, влияет на обе сети, создавая эмоциональную и когнитивную зависимости. Так, именно беспокойство становится хозяином положения.

Конечно, мы расстроены и подавлены, что не можем больше успешно маневрировать между двумя модусами работы нашего собственного мозга. Как любая зависимость, химический наплыв на ленту социальных медиа, в конце концов идет на убыль. А вы продолжаете возвращаться за «стимуляцией», даже если награда не такая уж и значительная – например, лайки. Зависимость на лицо. Моменты, которые остаются за границами этого дешевого источника удовольствия, создают летаргическое ментальное состояние, которое мы и называем скукой.

Почему религиозные люди не скучают?

Чувство цели – это один из антидотов против скуки и всех тех сопроводительных ощущений и состояний, которые мы понимаем под скукой. Поэтому, как правило, религиозные люди в целом более счастливы: они верят, что их тяжелый труд в конце концов чем-то окупится. Цель впереди – это ценный союзник. Эмоциональный комфорт, который некоторые люди испытывают, потому что они верующие, поддерживает их внимание и ум заинтересованными и сфокусированными.

Другой способ оставаться заинтересованным и не скучать – это тренировать чувство осознанности. Понимать получается далеко не всегда. Но осознанность – это еще одно средство для навигации состояний мозга.

Как помогает медитация?

Разные школы медитации преподают разные стили, но по существу осознанность – это наблюдение за вашим умом в этот самый момент, когда вы «наблюдаете». Это можно осуществить через медитацию, но можно заниматься другими делами, и параллельно быть осознанным. Уделять когнитивное и эмоциональное внимание тому, что рядом с вами происходит, – это крайне ценно в век рассеянности.

Но мы все равно любим быть несобранными; и было бы удобно чередовать несобранность и скуку попеременно, чтобы хотя бы на чуть-чуть отложить второе.

Представьте себе кого-то за телевизором, переключающего бесконечное количество каналов. И наряду с бесконечным разнообразием контента и пищи для размышлений, там нечего смотреть. Этот мир такой быстрый и динамичный, что можно потратить всю жизнь только на открытие ее разнообразия и выучить только маленький процент известных уже на данный момент знаний. Скука, конечно, существует, но это лишь маска, под которой скрывается более глубокие разочарования. Быть внимательным к тому, что это за разочарования, отдавать себе в этом отчет – это первый шаг на пути к полноценной жизни. Можете начать эту практику прямо сейчас: остановитесь и наблюдайте.

Оригинал статьи

Комментарии