Разгадать код образования будущего. Советы от футуролога Томаса Фрея

Каким будет школьное образование будущего? Заменят ли роботы учителей и каким будет процент индивидуального обучения? Свой прогноз дает американский футуролог Томас Фрай.

робот

Для тех, кто всерьез опечален тем, как сейчас в школах преподают математику, русский, английский и другие предметы, у нас есть две новости. Хорошая: в будущем на учебу будет тратиться в разы меньше времени, поскольку метод обучения будет максимально зависеть от индивидуальных способностей обучающегося. Вторая: у репетиторов, а затем и у школьных учителей, появятся конкуренты – боты, которые объяснят ребенку алгебру, не заставляя краснеть у доски. Пусть даже мультимедийной.

Учиться без учителей

Томас Фрей, ученый, известный американский футуролог, уверен: через 12-15 лет учить нас будут не учителя, а роботы. И не в школах, а по интернету. Кроме того, к 2030 году за ненадобностью исчезнет приблизительно 2 миллиарда рабочих мест.

Гипотеза Фрея созвучна с рядом исследований искусственного интеллекта. DeepMind, актив Google, разрабатывает специализированное ПО для машинного обучения (напомним, что известность пришла к компании после того, как DeepMind создала нейронную сеть, способную играть в видеоигры на уровне человека и даже выигрывать). В IBM работают над роботами, в основе которых – суперкомпьютер IBM Watson. Широко известен эксперимент, когда студентам Технологического института Джорджии около полугода помогала Джилл Уотсон, оказавшаяся в итоге роботом. Студенты не заметили намека в фамилии и долго не верили в то, что любимого преподавателя нельзя встретить в столовой или библиотеке.

Но это в будущем, а пока… «Пока никто до конца не разгадал код для будущего образования», – утверждает Томас Фрей, основатель американского Института Да Винчи.

В чем прогноз?

Прогноз Фрея на 2030 год включает в себя колоссально улучшенный вариант доступных сегодня онлайн-курсов: Coursera, Khan Academy или MIT OpenCourseWare. Гарантированное новшество – по ту сторону монитора будет не человек, с его особенностями речи, поведения перед камерой, а бот. Он будет настолько умен, что сможет персонализировать план урока под каждого конкретного ученика.

Фрей также предполагает, что КПД занятий повысится, если студенту больше не нужно будет конкурировать с еще 19 обучающимися за внимание преподавателя. Студенты будут справляться с материалом в 10 раз быстрее. Исследования свидетельствуют, что персонализированный метод – один из самых эффективных способов повысить общий уровень успеваемости ученика.

Только представьте – высшее образование можно будет получить, скажем, за полгода. А все потому, что учитель-бот с помощью ИИ узнает ваши интересы, потребности, сильные и слабые стороны, которые и станут ключом к быстрому обучению, наращиванию скорости обучения день за днем. В пример футуролог приводит успех DeepMind в обучении компьютера видеоиграм, разработке системы AlphaGo, победившей профессионального игрока в го. Быстро понять правила, а уже в течение получаса найти алгоритм, позволяющий достичь небывалых результатов – и все это с минимальным вкладом человека в процесс. Вот на что сегодня способны машины.

Боты не заменят традиционную школу (вот так сразу – точно)

Фрей не загадывает о далеком времени, когда боты-образователи заменят (и заменят ли?) традиционный тип обучения в группе, в школьном классе. Ученый видит бота-преподавателя, скорее, еще одним помощником ученика, в дополнение к школьному педагогу, персональным наставником. Например, в выходные бот вполне сможет подтянуть ребенка по математике, оказать помощь при выполнении домашних заданий и т.п.

Даже искусственному интеллекту нужно учиться

Многое в прогнозах о будущем образования зависит от того, сможет ли за 14 лет ИИ обучиться искусству понимать мысль человека, и сможет ли суперкомпьютер владеть языком на уровне носителя, учитывать все тонкости и экстралингвистические факторы. Это остается открытым вопросом. На сегодняшний день большинство ИИ-систем менее способны (в когнитивном плане), чем шестилетний ребенок.

В то же время, следует учитывать и то, как быстро развиваются технологические инновации, опираясь на самих себя. Вспомним, что 14 лет назад интернет только начинал входить в массовое потребление, но уже в 2007 люди смогли выйти в сеть с мобильных устройств. Сегодня интернет доступен везде. И по мнению Томаса Фрея, искусственный интеллект ждет похожая траектория в сфере образования.

Оригинал статьи

Фото: hi-news.ru, vm.ru

Комментарии