Уроки по любопытству: как будет выглядеть школьное расписание будущего
Мы часто жалуемся на современную школу: скука смертная, детей учат не тому, оценки несправедливые. А теперь вспомните рассказы своих родителей и сравните со своими воспоминаниями о школе — кажется, за десятилетия ничего не изменилось. Питер Диамандис, предприниматель и основатель фонда X-Prize, который поддерживает инновации, способные улучшить жизнь всего человечества, представил, как будет выглядеть школа будущего.
Питер Диамандис за 30 лет основал два университета: Международный космический университет (International Space University, ISU) и Университет Сингулярности. Его любимым занятием было составление учебных планов. Сейчас он придумывает новую программу: такую, по которой он хотел бы учить своих собственных сыновей.
5 проблем современной школы
1. Оценки. Преподаватель ставит вам «тройку» за пять ошибок. Получается, что он вычитает баллы из вашей «пятерки». Но ведь это не имеет ничего общего со взрослой жизнью! В лучшем случае это снижает мотивацию. В мире игр все по-другому: вы начинаете с нуля и постепенно «прокачиваетесь»: ваш счет с каждым разом становится все выше и выше.
2. Учитель один на всех. Во многих классах учитель читает лекцию, возвышаясь над учениками, в то время как половина из них клюет носом, а половина ничего не понимает. Растолковать тему каждому один человек просто не способен. Универсальная модель с одним-единственным учителем на весь класс появилась, когда люди, способные к преподаванию, были редкостью.
3. Актуальность. Многое из того, что мы изучали в школе, забылось — потому что это ни разу не пригодилось во взрослой жизни!
4. Никакой фантазии. Школа похожа на конвейер: программы основаны на механическом запоминании и выполнении заданий и уничтожают оригинальность большинства детей на корню. А ведь великие открытия были поначалу сумасшедшими идеями. Разве в школах есть место безумным затеям? Откуда тогда взяться воображению?
5. Смертная скука. Да, от тоскливого зазубривания фактов, рутинных уроков, сидения за партами в течение 8 часов желание учиться пропадает даже у самых любознательных детей.
5 принципов образования будущего
1. У каждого есть призвание. Количество людей, у которых нет того, ради чего стоит вставать каждое утро, поражает. Многие из нас не знают, зачем они живут. Самым ценным ресурсом для человечества является пылкий, живой ум и увлеченность.
2. Любопытство. Все дети любопытны. Но по мере взросления многие из них почему-то теряют это удивительное качество.
3. Воображение. Редкие предприниматели вроде Илона Маска воплощают в реальность свои фантазии и изменяют мир. Пока еще мало людей способно дать волю воображению — а ведь это путеводная звезда человечества.
4. Критическое мышление. Каждый день на нас обрушиваются конфликтующие идеи, претенциозные заголовки, негативные и запугивающие новости, дезинформация. Освоение навыков критического мышления поможет распознать нужный сигнал в информационном шуме.
5. Настойчивость. Миру нужны упрямцы, которые не сдаются после провала, а продолжают воплощать в жизнь новые идеи — особенно в том, чем они действительно увлечены.
12 учебных модулей, которые должен освоить ребенок будущего
По задумке Диамандиса, программа будет состоять из девяти модулей. Но это не те временные отрезки, в конце которых ставятся оценки и между которыми втиснуты короткие недельные каникулы. Это блоки знаний, которые будут переплетаться на протяжении всего учебного курса. В них будут использоваться новейшие технологии: искусственный интеллект, виртуальная реальность, 3D-печать, сетевые устройства и машинное обучение. Эти курсы будут не только учить детей навыкам, необходимым в современном мире, но и воспитывать в них оптимизм и терпеливость.
Модуль 1: Сторителлинг / Риторика
Одна из самых важных способностей человека будущего — умение убедительно представлять идеи, чтобы найти единомышленников и обеспечить воплощение задумок в жизнь. Этому навыку необходимо обучать. По задумке Диамандиса, год за годом дети будут изучать ораторское искусство и сторителлинг, преодолевать страх публичных выступлений и в конечном счете будут чувствовать себя комфортно в любой ситуации. В частности, он предлагает показывать детям презентации TED и устраивать для них конференции TEDx.
Модуль 2: Поиск увлечений
Страстная тяга к чему-либо является величайшим даром самопознания. Современная школа должна помочь нашим детям найти и изучить их предпочтения. Питер Диамандис вспоминает, как раньше проходили уроки профориентации: папа одного из учеников рассказывал классу про профессию бухгалтера. Но в мире YouTube и виртуальной реальности, у детей есть тысячи возможностей изучить разные профессии и выбрать что-то, чему они смогут посвятить жизнь. Питер Диамандис говорит, что на таких уроках ученики будут делиться своими увлечениями, например, обмениваться видео или опытом VR.
Модуль 3: Любопытство и эксперимент
Эйнштейн говорил: « У меня нет особых талантов, только страстное любопытство». Стремление человека знать правду движет научно-техническим прогрессом. Умение задавать вопросы и ставить эксперименты , по словам Диамандиса, определили успех Google и Amazon, так как они постоянно экспериментировали со своими продуктами и услугами. Целью этого учебного модуля будет развитие любопытства. Дети наконец-то смогут сказать учителю: «Я не знаю, давайте выясним». Модуль будет учить детей правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты и собирать данные, которые приведут к достижению того или иного результата.
Модуль 4: Формирование настойчивости
Создавать что-то крупное, смелое и значимое тяжело. Но нельзя бросать работу на полпути — а ведь многим из нас не хватает решимости даже закончить рутинный проект. Питер Диамандис утверждает, что с раннего возраста дети должны учиться усердию и настойчивости. Однако нельзя привить ребенку эти качества, если его заставляют заниматься тем, что ему неинтересно. Необходимо учитывать его увлечения.
Питер Диамандис предлагает ориентировать детей на достижение успеха. В рамках учебного плана ученики будут изучать биографии предпринимателей, ученых и специалистов, которые добились поставленных задач. Этот модуль будет игровым. Диамандис приводит в пример международное соревнование для школьников FIRST LEGO league, в котором дети и подростки исследовали реальные проблемы, такие как безопасность пищевых продуктов, вторичная переработка, энергетика, и предлагали для них решения. Также ученики будут проектировать, собирать и программировать роботов и играть в настольные игры — это поможет научить их здоровой конкуренции.
Модуль 5: Обзор высоких технологий
В мире, где развитие техники постоянно ускоряется, человек должен понимать, как работают высокие технологии и как они делают окружающий мир лучше. Языки программирования являются, по мнению Диамандиса, новыми «лингва франка». В этом модуле ученикам будут демонстрировать передовые технологии: вычислительные устройства, сети, искусственный интеллект, цифровое производство, генную инженерию, дополненную / виртуальную реальность, робототехнику. Конечно, школьнику не придется осваивать их в совершенстве. Цель этого модуля — дать ребенку представление о том, как они работают и как можно развить их в будущем.
Модуль 6: Развитие эмпатии
Способность понять и разделить чувства другого, является одним из наиболее важных навыков для детей. Новые технологии позволяют ускорить развитие эмпатии. Виртуальная реальность — это не только видеоигры. К примеру, лаборатория Джереми Бэйленсона в Стэнфорде изучает, как VR может сделать нас лучше. С помощью VR добровольцы в лаборатории почувствовали, каково это — быть Суперменом (и принесет ли это пользу людям), коровой (чтобы уменьшить потребление мяса) и даже кораллами (чтобы узнать о загрязнении океана). По мнению Диамандиса, эти несколько глуповатые VR-сценарии могут оказаться эффективнее, чем традиционное чтение нотаций.
Модуль 7: Этика / моральные дилеммы
Дети должны решать моральные дилеммы, чтобы научиться ответственности. Для этого необходимо обсуждать с ними реальные сценарии, с которыми они могут однажды столкнуться.
Представьте себе небольшой городок на озере, в котором большая часть города трудится на одном заводе. Но эта фабрика загрязняет озеро и убивает всех его обитателей. Что делать? Закрытие завода будет означать потерю рабочих мест. Сохранение завода навредит окружающей среде. Такие задачи, по мнению Диамандиса, позволят детям научиться принимать необычные решения и увидеть мир по-другому.
Модуль 8: Чтение, письмо и счет — по-новому
Несомненно, дети должны с малых лет уметь читать, писать и считать. Мы выросли у классной доски, среди книг и тетрадей. Но эти подходы устарели: ведь у детей теперь есть интересные приложения и развивающие игры.
Учителя средней школы Джонатан Бергман и Аарон Самс в 2007 году возглавили проект по разработке «класса будущего». Ученики смотрели видеоматериалы лекций в качестве домашнего задания. В классе они обсуждали пройденное или выполняли совместные задания под руководством учителя. Преимущество таких занятий в том, что студенты могут усваивать информацию в своем собственном темпе, пересматривая или перематывая видео вперед. снова и снова просматривать видео, пока они не получат концепцию, или быстрой перемотки вперед, если информация очевидна. Учитель лишь регулирует процесс обработки знаний. 71% учителей, преподающих в этом классе, заметили улучшение оценок, а 80% сообщили об улучшении отношения детей в к учебе.
Модуль 9: Творческое выражение и импровизация
Каждый из нас имеет творческие способности. В этом модуле, по задумке Диамандиса, детям будут предлагать различные способы творческого самовыражения — от музыки до инженерии и математики. Учителя и родители будут вместе с ребенком разрабатывать уникальные уроки, благодаря таким открытым образовательным ресурсам, как YouTube и Khan Academy.
Умение импровизировать Диамандис предлагает развить с помощью ролевых игр, в которые учитель с каждым кругом вносит новые параметры, полностью изменяя контекст сцены, а все остальные дети принимают эти условия и адаптируются под них.
Модуль 10: Программирование
Компьютерная наука открывает больше дверей для студентов, чем любая другая дисциплина в современном мире. Код лежит в основе программ, которые охватывают понятия, выходящие далеко за рамки информатики. Каждый ученик 21-го века должен знать об алгоритмах создания приложений или о принципах работы интернета. Основы программирования помогут студентам практически в любой карьере, от архитектуры до зоологии.
Модуль 11: Основы предпринимательства
Суть предпринимательства — выявление проблемы или возможности, поиск решений и работа в команде, чтобы превратить мечту в реальность. Умение «продать» идею было, по словам Диамандиса, одним из важнейших навыков в его карьере. Он упомянул школу Элон в Ad Astra, где предпринимательство является основной дисциплиной: ученики создают и продают друг другу и школьному сообществу товары и услуги.
Питер Диамандис предлагает отказаться от стандартного урока предпринимательства, когда ребенок пытается продать прохожим домашний лимонад за 50 центов. Возможно, подростки будут создавать кампании на Kickstarter, Indiegogo или GoFundMe. Опыт создания продукта или услуги даст будущим взрослым инструменты, чтобы изменить мир.
Модуль 12: Языки
Знание иностранных языков в современном мире очень важно. Питеру Диамандису нравится, как китайские родители учат своих детей: они играют с ними в игры на других языках. Желание ребенка выиграть ускоряет процесс обучения.
Виртуальная реальность позволит имитировать процесс полного погружения в языковую среду, которое позволяет эффективно освоить чужую речь. На уроках иностранного языка дети будут путешествовать по другим странам с помощью VR и разговаривать с персонажами, руководимыми искусственным интеллектом, на их языке. Таким образом, культура и язык будут усваиваться наиболее эффективно.
Комментарии