Алексей Полехин: «Чем больше мы будем оставлять о себе информации в цифровом виде, тем точнее можно подстраивать под нас необходимые траектории развития»

Руководитель онлайн-направлений университета «Нетология» Алексей Полехин дал свой прогноз о будущем высшего образования и о влиянии онлайн-курсов на жизнь современных студентов.

Полехин

Какая будет роль у онлайн-образования, сможет ли оно заменить университетские аудитории?

Роль преподавателя по прежнему остается ключевой в процессе образования. Ведь преподаватель это далеко не только носитель знаний, но и человек, способный через свою страсть увлечь студента в предметную область, поделиться с ним секретами, своими индивидуальными решениями проблем и, в конце концов, способный вдохновить и мотивировать к обучению и развитию. С другой стороны, действительно ценных наставников не так уж и много и очевидно, что на всех желающих учиться их не хватает и не будет хватать в будущем. Поэтому можно предположить, что мы однажды можем столкнуться с необходимостью не просто оцифровывать учебные материалы, но и с необходимостью накладывать на учебный материал индивидуальные особенности преподавателей и наставников, словно фильтры на слои в «Фотошопе».

Очное обучение в аудиториях по прежнему остается наиболее эффективным, однако этот подход достаточно дорогой и слабо масштабируемый. Поэтому в будущем именно онлайн образование должно стать единственным массовым способом обучения. Будущие учебные цифровые инфраструктуры смогут максимально подстраиваться под особенности студента — точно подобранные траектории обучения для достижения целей, возможность учиться в удобном для студента темпе, а также появится возможность передавать через цифровую инфраструктуру индивидуальные особенности и подходы наставников.

Онлайн образование постепенно будет отъедать долю у традиционных очных форматов, оставляя им все меньше и меньше областей. Но как бы то ни было, преподаватель всегда остается центральной фигурой в процессе обучения, не важно, будет ли он вести студента лично, либо это будет делать его интерактивная проекция.

Вытеснит ли практикоориентированное образование фундаментальные дисциплины?

Очевидно, что мы видим тенденцию перехода к проектно ориентированному образованию. В первую очередь это связано с фактом нехватки кадров в отрасли и потребностью восполнять ее как можно быстрее. Обучаясь на реальных или близких к реальным проектах, студенты готовы сразу после обучения приступить к работе.

С другой стороны, фундаментальные дисциплины никуда не денутся, их знание необходимо современным специалистам. Однако можно предположить, что изменится последовательность подачи фундаментальных знаний и проектной работы. В традиционном подходе студент сперва изучал много теории, погружался в фундаментальные дисциплины. Зачастую он и не понимал, зачем ему нужно изучать 10 видов математики или всю линейку дисциплин по физике. И только в конце обучения, имея в голову кашу теории, он переходил к практикам.

Логичнее будет следующая цепочка — студент с самого начала будет сталкиваться с реальными проектами, начнет решать конкретные поставленные задачи с помощью имеющихся знаний, а в последствии будет дополнять свой опыт как раз фундаментальными науками. В таком подходе все фундаментальные дисциплины будут ложится не на чистый лист в голове студента, а уже на некий опыт в предметной области и надежно цепляться за него.

Тренд индивидуализации образования: смогут ли студенты формировать индивидуальные учебные планы и какие технологии помогут реализовать эти программы?

Сейчас идет активная фаза накопления знаний о каждом из нас в цифровой среде. Разумеется, этот процесс будет продолжаться и в будущем. Хотим мы этого или нет, но мы с вами основные поставщики информации о себе в глобальные база данных. И речь уже не просто про заполненные профили на сайтах или в CRM различных компаний, а мы имеем дело с большими данными, которые хранят информацию о всех аспектах нашей жизни и особенностях поведения.

Чем больше мы будем оставлять о себе информации в цифровом виде, тем точнее в будущем можно будет моделировать и подстраивать под нас необходимые траектории развития. Представьте, что вы увлекаетесь велоспортом, это ваше хобби. И вот однажды вы решили погрузиться, допустим, в интернет-маркетинг или решили научиться создавать мобильные приложения. Вы регистрируетесь на соответствующий курс на образовательной платформе и, о чудо — вы начинаете работать в рамках обучения над проектом, который непосредственно касается вашего хобби. Совпадение? Не думаю! Нужно ли говорить, что даже такая простая персонализация позволит заметно увеличить вашу вовлеченность.

Конечно, построение образовательного маршрута и сейчас достаточно просто выстроить на основании подробной анкеты в начале обучения, но представьте, какие будут возможности в будущем, когда, по сути, все ваше цифровое «я» будет одной сплошной анкетой, хранящей исчерпывающую информацию и ваших предпочтениях, знаниях и жизненных целях. Технологии, связанные со сбором, хранением и анализом больших данных станут уже в самое ближайшее время драйвером многих отраслей, в том числе и онлайн-образования.

Комментарии