Судный день: ученые против гомеопатии
30 ноября Национальный совет по гомеопатии выступил в суде против журнала «Вокруг света». Очередное слушание по делу о разоблачительном материале Аси Казанцевой состоится 20 декабря. Пока юристы решали формальные вопросы, эксперты журнала устроили народный суд над гомеопатией и рассказали о ней все, что не поместилось в «подсудную» статью.
За два дня до суда в «Российской газете» вышла статья «220 лет с гомеопатией: от споров — к объяснению реальных фактов», в которой приводятся аргументы в защиту гомеопатии. Этот материал возмутил научное сообщество претенциозностью и некорректной аргументацией: в частности, отсутствием ссылок на научные исследования.
Защитники гомеопатии объяснили свою позицию непосредственно в статье:
«Мы принципиально не хотели в этой статье писать о научных исследованиях, связанных с феноменами и фактами гомеопатии, так как непосредственного отношения к практике гомеопатии они не имеют»
В отличие от адептов гомеопатии, научные журналисты обладают целым арсеналом доказательств: в частности, исследованиями, которые не доказывают или опровергают гомеопатические методы. Член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и лауреат премии «Просветитель» биолог Александр Панчин опубликовал ответный материал, в котором опровергаются доводы «Российской газеты». Как пояснил автор, «полный разбор статьи потребовал бы отдельного меморандума».
Эти и другие доказательства ученые представили в народном суде над гомеопатией, который состоялся 30 ноября в Культурном центре «ЗИЛ», после настоящего судебного разбирательства. Лозунгом этого вечера стала фраза «Фемида слепа, но наука видит все». Обвинителями выступили четверо экспертов и главный редактор журнала «Вокруг света» Сергей Апресов. Он поблагодарил гомеопатов за то, что они подарили зрителям и экспертам возможность весело провести время. Ася Казанцева тоже относится к судебному процессу с юмором.
«Этим иском гомеопаты хотели испортить мне жизнь. Что ж, они в самом деле это сделали: я каждый день даю интервью и читаю лекции, и мне не хватает времени на учебу и работу», – заявила Ася.
Юмор является прекрасным способом объяснить сложные и противоречивые вещи. Биолог Александр Панчин рассказал о магическом мышлении, благодаря которому умные люди легко попадаются на удочку шарлатанов. Этот тип мышления основан на ошибочном принципе подобия или контакта: предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь. В обычной жизни мы не считаем, что хороший повар является хорошим блюдом. Гомеопатия руководствуется именно этой логикой. Лекторы рассказали историю о мальчике, который рисовал плотоядных шестиногих лосей и играя, натягивал веревки между мебелью в комнате — гомеопат прописал ему лекарство из паука, указав в рецепте, что это «насекомое» идеально подходит маленькому пациенту по характеру.
Врач Алексей Водовозов представил зрителям отрывки из «Органона» – библии гомеопатов . Эта книга была издана в 1810 году и до сегодняшнего дня является пособием для сторонников альтернативной медицины, несмотря на очевидные противоречия. История создания «Органона» объясняет логические нестыковки в книге. Автор труда Самюэль Ганеман испытывал на себе хинин — лекарство против малярии. Однако, по предположению Алексея Водовозова, него была непереносимость хинина, которая вызвала симптомы, напоминающие малярию. Ганеман не знал о своей особенности и решил, что лечебные свойства коры хинного дерева заключаются именно в этом. Так появился основной принцип гомеопатии «подобное нужно лечить подобным».
Автор «подсудной» статьи Ася Казанцева привела примеры из практики гомеопатов, которые выглядят откровенным шарлатанством. Настои из шанкров сифилитиков для пациентов, желающих смерти, сахарные шарики, «активированные» лунным светом — далеко не полный перечень научных изысканий гомеопатов. Ася представила приказ Минздравмедпрома №335, в приложении к которому содержатся компоненты гомеопатических препаратов: стрихнин, бледная поганка, рвотная сыроежка и даже цианистый калий. Конечно, гомеопаты разводят эти компоненты водой в таких пропорциях, что масса действующего вещества в препарате на три порядка меньше одной атомной единицы массы (то есть массы атома углерода). Но возникает вопрос: зачем вообще их использовать?
Президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов представил на суд зрителей несколько обзоров исследований, которые преувеличивают эффективность гомеопатических препаратов. Научные журналисты и эксперты, присутствовавшие в зале, негодовали и предлагали свою помощь в борьбе с лженаукой. Негодовали и гомеопаты: они вступили в полемику с лекторами.
– В этой секте гибнет много хороших врачей, – поднялся с места колоритный мужчина с длинными седыми волосами. – Но поиск новых лекарств всегда актуален. Мы не хотим, чтобы вы высмеивали это, а хотим видеть вас на наших клинических испытаниях.
– Понимаете, я знаю много примеров лекарств из китайской народной медицины, которые стали действенным оружием современной медицины. Но за 200 лет существования гомеопатии не было ни одного такого случая, – возразил Алексей Водовозов.
– Но вы упускаете сверхмалые дозы! А ведь есть ещё гомеопатические препараты с большим содержанием действующего вещества, – не сдавался гомеопат.
– Тогда прекратите называть это гомеопатией и проведите для них полноценные клинические испытания, – отрезали эксперты.
– Те случаи, о которых вы рассказали, являются посмешищем для нормальных гомеопатов, – взяла микрофон женщина в длинной юбке. – В классической гомеопатии есть набор постулатов, которым все должны следовать.
– Ага, и каждый гомеопат считает, что его гомеопатия самая правильная, – вышла вперед Ася. – Для человека, живущего в чистом поле, поход к гомеопату лучше, чем ничего: тут и психотерапия, и медицинское образование, и вероятность, что вместе с сахарными шариками ему пропишут нормальные лекарства, а еще лучше – отправят к врачу по специальности. А для студента или пенсионера, живущих в современном мире, эти 500 рублей, которые он отдаст за прием, далеко не лишние.
– Но ведь он получит за них...как вы сказали, психотерапию?
– Человек должен знать, за какие услуги он платит, – Ася была непреклонна.
У выхода гостей ждал гомеопатический фуршет. После него все смогли спокойно сесть за руль: шансы найти в стаканах хоть молекулу спирта были нулевыми.
Комментарии