«Хозяин войны»: за что Бобу Дилану дали Нобеля

Присуждение Нобелевской премии по литературе американскому певцу Бобу Дилану вызвало множество споров. До этого награду за литературное творчество никогда не вручали рок-музыкантам. Боб Дилан получил премию за «создание нового поэтического языка в американской песенной традиции». Что это означает на самом деле, разбирался «Футурист».

На счету Боба Дилана внушительный список наград. В 2008 году музыкант получил Пулитцеровскую премию «за выдающееся влияние на популярную музыку и американскую культуру, отмеченное лирическими композициями исключительной поэтической силы». За песню «Things Have Changed» из фильма «Вундеркинды» в 2011 году Дилану присудили «Оскара». До него в истории был только один «оскароносный» нобелиат — Бернард Шоу, который в 1925 году получил Нобеля »за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой», а в 1938 году — «Оскара» за сценарий фильма «Пигмалион». Кроме того, Боб Дилан стал первым нобелиатом, включенным в Зал славы рок-н-ролла.

Несмотря на это, многие удивлены, что Шведская академия оценила литературный дар Боба Дилана. Букмекеры называли его в числе самых неподходящих кандидатов в лауреаты: его шансы на проигрыш составляли 50/1. Основными претендентами на премию считались японский писатель Харуки Мураками, кенийский писатель и драматург Нгуги Ва Тхионго, американка Джойс Кэрол Оутс, а также лауреат Пулитцеровской премии Филип Рот и сирийский поэт Адонис. Вопреки прогнозам культовый американский рок-музыкант все-таки стал нобелевским лауреатом — за «создание нового поэтического языка в американской песенной традиции».

Филолог Михаил Павловец отмечает, что во многом решение Шведской академии определяет массовость премии.

«Два условия вручения премии из завещания А.Нобеля: премия должна быть присуждена «тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству» и за «наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления». Из этой формулировки вытекает, что на высокую награду могут рассчитывать те писатели, чье творчество, во-первых, согласно пушкинской формуле, «любезно народу» – имеет широкий общественный резонанс, что сразу же исключает из круга потенциальных претендентов авторов элитарной, для немногих, литературы, которая в работе с языком ищет новые художественные формы, адекватные новым вопросам современности, но в силу свой экспериментальности и новативности далеко не всегда имеет широкий общественный резонанс (как гениальная, но утонченная поэзия американца Джона Эшбери или сирийца Адониса, сложносочиненная проза автрийца Питера Хандке – рассматривавшиеся многими как реальные претенденты на литературного Нобеля)», – комментирует эксперт.

По мнению филолога, это является следствием демократизации института престижных и высокобюджетных премий – поэтому мнение узких экспертных сообществ, отстаивающих «чистоту жанра», неизбежно будет вступать в противоречие с решениями их комитетов, учитывающих эстетические качества произведений номинантов, но не абсолютизирующих их «в ущерб прочим сторонам творчества награждаемых авторов».

Роль Боба Дилана в англоязычной массовой культуре можно сравнить с ролью Булата Окуджавы или Владимира Высоцкого в России. Эстетические достоинства их произведений несомненны, но возникает неизбежная путаница определений. Кто они прежде всего, поэты или музыканты? Михаил Павловец напоминает, что в прошлом году жюри престижной российской премии «Поэт» решило присудить ее Юлию Киму, чьё творчество также носит «синтетический, песенный характер, где мелодия, слова и голос исполнителя представляют собой такое же единство, как пластика, голос и слова актера в театральном искусстве». В Нобелевском комитете при определении лауреата эти характеристики стали решающими.

«Боб Дилан создает стихи, которые предназначены для исполнения. В этом творчество Дилана уходит корнями в традиции древних греков, поэзия которых также часто исполнялась определенным образом. В его творчестве отразились глубокие традиции, они соединены с музыкой на высоком художественном уровне», — объяснила решение секретарь Шведской академии Сара Даниус.

Песня является древним литературным жанром. Известно, что корни слов, обозначающих «петь» и «говорить», в некоторых языках очень схожи и даже родственны (например, нем. singen и нем. sagen). Древние песни состояли из двух-трех повторяющихся простых фраз, которые произносились нараспев: таким образом, основная нагрузка приходилась не на мелодию, а на текст. В античности песни были тесно связаны с религиозным культом и исполняли ритуальную функцию: это были свадебные песни (гименеи), священные гимны, которые отнюдь не всегда звучали торжественно (на празднествах, посвященных богу вина Дионису, исполнялись особые песни дионисиады). Особая роль в театре того времени отводилась хору.

Постепенно связь с религией ослабевала, и появились песни эротического, сатирического, эпического содержания. Люди стали облекать свои чувства и мысли в музыкально-литературную форму, которая со временем обрела собственные каноны и средства художественной выразительности, свой поэтический язык. Так появилась народная музыка — фолк. К народным песням обращались многие поэты, ставшие классическими: например, поэма А. Блока «12» сочетает в себе элементы частушки и городского романса. В текстах народных песен отражается самобытный характер народа, его история и культура, поэтому роль фолка в литературе невозможно переоценить.

Современная песенная эстрадная культура выросла из фолка. Корни рок-н-ролла лежат в американской традиционной музыке 50-х – 60-х годов: кантри (музыка белокожих жителей американских сел), госпеле (смесь народных мелодий и христианских гимнов), музыке каджунов, креолов, техано и индейцев. Люди, исполняющие народную музыку в 50-х были образованными людьми, остро воспринимающими действительность. Во времена холодной войны, расовой сегрегации, маккартизма, народная музыка звучала как социальный протест: это был голос простых американцев, уставших от политических репрессий, пропаганды и дискриминации. Эти песни не крутили по радио, а их исполнители не давали концертов и не издавали пластинок.

Антивоенное движение, захлестнувшее Америку 60-х, объединило новое поколение фолк-музыкантов, которое сконцентрировалось в квартале Гринвич-Вилледж, одном из самых демократичных районов Нью-Йорка. Боб Дилан, переживший в юности увлечение рок-н-роллом, но полюбивший фольклор в университетские годы, был частью этого движения. Приехав в январе 1961 года в больницу к своему кумиру, знаменитому фолк-музыканту Вуди Гатри, он застрял в Гринвич-Вилледж, в среде битников и радикальных политиков. Общение с друзьями и поклонниками Гатри, а также знакомство с певицей Джоан Баэз изменили образ мыслей Боба Дилана.

Вместе с Джоан Баэз он участвовал в общественных акциях, в том числе и в знаменитом «марше на Вашингтон» 28 августа 1963 года. Именно там Мартин Лютер Кинг выступил со знаменитой речью против расовой сегрегации, которая получила название «У меня есть мечта». Песни Боба Дилана «Blowin' in the Wind» и «The Times They Are a-Changin'», превратились в гимны движения за гражданские права и антивоенного движения в Америке.

Боб Дилан сформировал поэтический язык рок-музыки, соединив в своих текстах высокую поэзию и остросоциальную тематику. Музыкант любил классическую поэзию, особенно Джона Китса, Артюра Рембо, Дилана Томаса. Музыкальные критики отмечали, что до появления Боба Дилана большинство популярных песен были подростковыми жалобами на несчастную любовь. Однако с выходом его альбомов самыми востребованными стали пластинки о войне, бедности, нарушениях человеческих прав. Участники The Beatles признавались, что на их творчество повлияли заслушанные до дыр пластинки Дилана: примитивную любовную тематику сменили социально-политические мотивы. Любопытно, что сам себя Боб Дилан не считал «певцом протеста», и когда в более поздний период карьеры он перешел к философским и личным текстам, многие поклонники не смогли принять это.

Тем не менее, песни Боба Дилана для многих поклонников стали выражением гуманистических ценностей: свободы и мира.

«Нобелевскую премию дают тем, чье творчество имеет «идеалистический» характер, то есть несет в себе определенные идеалистические, позитивно окрашенные ценности, что в современном контексте означает прежде всего ценности, имеющие отношения к наиболее актуальным проблемам современного мира – социальное неравенство, права меньшинств, гуманитарные катастрофы и т.п. В прошлом году Нобелевский комитет посчитал подходящим под эти требования творчество Светланы Алексиевич, в этом – возможно, понимая важность поддержки поэзии, выбрал кандидатуру Боба Дилана – автора с мировым именем и мировым резонансом его остросоциальных песен», – отмечает Михаил Павловец.

В эти выходные Боб Дилан выступает на фестивале Desert Trip в Калифорнии вместе с другими ветеранами рока: The Rolling Stones, The Who, Полом Маккартни, Роджером Уотерсом и Нилом Янгом. Завтра он выйдет на сцену уже лауреатом. А 10 декабря Дилан получит золотую медаль с профилем Альфреда Нобеля, изображением музы и цитатой из «Энеиды» Вергилия, а также денежную премию в размере 8 млн шведских крон (примерно $933,6 тыс.)

Комментарии