Что будет, если в мире закончится мясо
Глобальное потребление мяса приводит к загрязнению окружающей среды, энергетическим затратам и уничтожению естественных ландшафтов. Возникает очевидный вопрос: что делать? Майкл Рейли из «Техобзора» Массачусетского технологического института популярно рассказывает о возможных путях решения проблемы.
На этой неделе в Китае был принят новый пакет мер, который призван уменьшить потребление мяса в стране на 50 процентов. Чтобы объяснить жителям вред от их любимых блюд, готовится целая национальная кампания, с привлечением звезд и масштабной социальной рекламой. Решение китайских властей приветствовали защитники окружающей среды. Арнольд Шварценеггер и Джеймс Кэмерон даже анонсировали видеоролик, снятый для организации WildAid, в котором они призывают весь мир последовать примеру Поднебесной.
За последние три десятилетия потребление мяса в Китае выросло примерно в пять раз. Каждый житель Поднебесной в год съедает примерно по 63 килограмма мяса. По подсчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН 1,3 миллиарда китайцев потребляют 28% производимого в мире мяса и 50% свинины. А к 2030 году уровень потребления может вырасти в полтора раза. В рамках новой инициативы власти хотят заставить граждан умерить свои аппетиты, чтобы ежегодно они съедали не больше 30 килограммов. Если меры окажутся эффективными, в атмосферу не будет выброшено порядка миллиарда тонн диоксида углерода.
По информации фонда WildAid, сейчас китайцы съедают 80-90 млн тонн мяса в год. К 2030 году цифра может вырасти в полтора раза. Один килограмм говядины приводит к выбросу в атмосферу примерно 57 кг парниковых газов, телятины — 31, свинины — 9, мяса бройлера — 7. Если сложить все цифры, получится, что в год пристрастие китайцев к мясу обходится окружающей среде как минимум в 8 320 000 тонн парниковых газов.
Рейли отмечает, что в США подобная кампания была бы невозможна: любые шаги властей вызывают ожесточенные нападки лоббистов пищевой индустрии, как это случилось в прошлом году после появления документа 2015 Dietary Guidelines — государственных диетических рекомендаций. Американцам остается только прислушиваться к одиночкам вроде биохимика Патрика Брауна. Его компания Impossible Foods предлагает растительную альтернативу продукции животноводческих ферм. При этом отличить искусственные бургеры от настоящих очень сложно, как на вид, так и на вкус.
Так совпало, что еще один крупный игрок на рынке мясозаменителей тоже носит фамилию Браун и тоже живет в Калифорнии. Итан Браун и его предприятие Beyond Meat использует соевые и гороховые белки. Это позволяет получать продукты, которые напоминают куриное мясо и говяжий фарш. Хотя вкус новинки не всех приводит в восторг, бургеры производства Beyond Meat стремительно набирают популярность. Недавно ими начали торговать магазины американской сети Whole Foods, которая специализируется на экологических продуктах.
У Патрика Брауна из Impossible Foods есть одно преимущество перед однофамильцем: он лучше преподносит свои творения. В его рекламе даже видно, как псевдокотлеты шипят на сковородке. Посмотреть на это чудо пищевой индустрии можно в репортаже агентства Bloomberg. Но главное достижение предпринимателя в другом: он смог выделить из соевых бобов вещество «гем», входящее в состав гемоглобина. Помимо сои, соединение добывают из генетически модифицированных дрожжей. Очищенный гем выглядит и пахнет как кровь — и не удивительно, учитывая, что он же переносит кислород в человеческих сосудах.
Могут ли подобные стартапы создать альтернативу мясу, которая покончит с нашим пристрастием к поеданию животных, а вместе с ним и с огромными количествами парниковых газов, которые по этой причине выбрасываются в атмосферу? Вопрос открытый. Impossible Foods уже привлекла 182 миллиона долларов инвестиций, но скептики по-прежнему в большинстве.
Но Патрик Браун уверен: «Если человечество и через 50 лет хочет есть гамбургеры, они будут сделаны не из коров».
Комментарии