Передается ли способность к обучению по наследству?
Бытует мнение, что способность к обучению передается по наследству. Однако роль генов в наших способностях оказалась не такой весомой, как мы всегда предполагали.
Что такое психогенетика
«Nature versus Nurture» («природа против воспитания»): именно так выглядит своеобразный слоган ХХ века для порожденного им сонма дискуссий о роли природных данных, воспитания и окружения в жизни человека. Новейшие результаты международного консорциума SSGAC (Social Science Genetic Association Consortium), опубликованны в Nature.
Дискуссии о том, что влияет на человека, обозначили два противоположных лагеря, споры между сторонниками которых были особенно острыми до конца 1970-х. Они сводятся к вопросу о соотношении наследуемого и приобретенного (интеллекта, таланта, индивидуальности
Впрочем, ближе к концу ХХ века данная полемика начала затихать в прямой пропорции с отмиранием многих дискуссионных предположений. В первую очередь, это произошло из-за возникновения психогенетики (также «генетика поведения», от названия «behavioral genetics» по западному канону) и ее дальнейшего прогресса. Данная междисциплинарна
Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании человеческой индивидуальности: способности к обучению, темперамента, физических возможностей. Согласно психогенетике, человек находится между двумя полюсами влияния: собственными генами и внешними факторами, такими как воспитание, отношения с окружающими и другими аспектами жизни.
В психогенетике важны не только исследования семей (близнецов, приемных детей, родственников разных поколений), но также изучение динамики генов и хромосомных аномалий в обширных человеческих популяциях. Таким образом, стало возможным говорить о собственном удельном весе генотипов на контрасте с фенотипическими (индивидуальными) признаками и факторами окружающей среды.
Как работают ученые-психогенетики
После расшифровки человеческого генома на вершину исследовательско
GWAS часто организуется только как поиск связей между заболеваниями и различиями в последовательности ДНК размером с один нуклеотид. Эти различия называются однонуклеотидным
Для генетических дисциплин весь нынешний век проходит под знаком эффективного совершенствовани
Почему гены не всегда виноваты в наших проблемах
Речь идет об итогах масштабного GWAS, куда оказались вовлечены образцы нескольких сотен тысяч индивидов и несколько сотен самих ученых из разных стран (Англии, Швеции, Голландии и многих других).
Данное исследование выросло из более раннего проекта SSGAC, результаты которого были опубликованы Science в 2013 году. Именно тогда международная группа исследователей из 129 научных центров в 13 европейских странах, Австралии и США впервые обнаружила генетические маркеры, определяющие академическую успеваемость (вклад в обучение проанализированн
Сама по себе эта выборка предполагала европейское происхождение индивидов и возраст не менее 30 лет. В итоге популяция составила 293,723 индивида: новое исследование также получило в качестве независимого образца данные 111,349 индивидов со стороны UKB (United Kingdom Biobank). Впоследствии генетическая корреляция между образцом и данными из биобанка составила 0.95, что является очень высоким показателем (1 здесь – предельное значение корреляции).
Обучаемость была измерена во всех анализах годами официального получения образования, или, сокращенно, EY (со средним значением в 14.3 и наименьшим в 3.6). Хотя этот уровень серьезно зависит от социального и прочих внешних факторов, предыдущие исследования также успели показать – генетические факторы потенциально отвечают, по крайней мере, за 20% изменчивости в уровне образования среди индивидов. Впрочем, свежий анализ скорее направлен им в оппозицию, протестуя против всякого рода «генов для обучения».
«Снипы», ассоциированные с образованием, оказались неравномерно расположены в геномовых участках, регулирующих генную экспрессию внутри головного мозга. Гены-кандидаты в случае с уровнем образованности – преимущественно экспрессируются в нервной ткани головного мозга, особенно на протяжении внутриутробного периода. Они обогащены биологическими путями обмена, которые участвуют в развитии нервной системы.
Поскольку уровень образования замерялся в целой популяции, он остался полезным в качестве своеобразного «доверенного лица» среди фенотипов. Это облегчило исследователям усилия по выяснению генетической обусловленности смежных признаков (включая познавательную деятельность и психоневрологиче
Основываясь на итоговой статистике, ученые установили генетическое соответствие между повышением образованности и возрастанием когнитивных функций, увеличением внутричерепного объема, выросшим риском биполярных расстройств, и, в то же время – снижением риска болезни Альцгеймера вместе с пониженным невротизмом. Также они нашли позитивные и статистически значимые, но все же очень малые генетические корреляции с высотой и риском шизофрении.
Авторы подчеркивают, что установленные генетические ассоциации объясняют лишь малую долю изменчивости при обучении, зависящей в основном от условий окружающей среды: так, объяснительный потенциал единичных SNP мал, а генетические ассоциации с уровнем образованности связаны через множество промежуточных фенотипов.
Существуют некоторые общие ограничения касательно GWAS и сопряженных методов контроля качества. В связи с этим некоторыми специалистами отмечается принципиальная проблематичность GWAS: огромное количество статистических тестов провоцирует обилие результатов, порой двойственных.
Интересно, в частности, что параллельно члены все того же консорциума сделали на основе GWAS еще и другой вывод: благополучие и спокойствие на генетическом уровне сопряжено с депрессией и неврозом (эта нить рассуждений опубликована в Nature Genetics). Само по себе исследование локусов (местоположение определенного гена на карте хромосомы), ассоциированных с тремя фенотипами, по мнению авторов – иллюстрируют отдачу в их совместном изучении.
Кроме того, уже наметилось обсуждение контраста между данными GWAS и выводами от близнецовых исследований, где подсчитали наследуемость уровня образования группами новорожденных.
Как бы то ни было, результаты GWAS стабильно обнаруживают новые гены-кандидаты и биологические пути обмена, которые можно использовать в дальнейших исследованиях. Это справедливо и в нынешнем случае.
Комментарии