Гены ретровирусов ответственны за мышечную массу у мужчин

Известно, что гены, унаследованные от древних ретровирусов, имеют большое значение для формирования плаценты млекопитающих. Ученые из Университета Париж-юг 11 обнаружили, что эти же гены ответственны за формирование мышечной массы у мужчин. Исследование опубликовано в журнале PLOS Genetics.

На поверхности ретровирусов присутствуют белки, которые помогают им слиться с клеткой-мишенью. Внутри клетки генетический материал вируса интегрируется в хромосомы хозяина. В редких случаях, когда инфицированная клетка участвует в репродукции, вирусные гены могут передаваться потомству. Таким образом, почти 8% генома млекопитающих состоит из остатков ретровирусов, или "эндогенных" ретровирусов. Большинство из них являются неактивными, но некоторые из них все еще способны производить белки. Например, в организме всех млекопитающих присутствуют белки-синктины, которые кодируются генами, унаследованными от ретровирусов, «захваченных» их предками.

Около пяти лет назад исследовательская команда Тьерри Хайдманна установила, что синктины способствуют формированию плаценты. Тогда ученые отключили гены, кодирующие синктины у мышей. С помощью тех же мышей ученые заметили неожиданный эффект этих белков: они наделяют мужчин большей мышечной массой, чем женщины. Мышечная масса развивается из слившихся стволовых клеток. У генетически модифицированных мышей-самцов, у которых гены, ответственные за синктины, были отключены, оказалоь на 20% меньше мышечных волокон и на 20% меньше ядер клеток мышечной ткани, чем у обычных самцов. По мышечной массе они стали похожи на самок.

Таким образом, инактивация синктинов приводит к дефициту слияния в процессе роста мышц, но только у самцов. Ученые наблюдали то же явление в случае регенерации мышц после повреждений: самцы мышей, неспособные производить синктины, оказались менее способными восстанавливать мышечную ткань, чем другие самцы, и почти сравнялись в этом смысле с самками.
Если это открытие подтвердится и у других млекопитающих, это могло бы объяснить мышечный диморфизм (различия в строении) у мужчин и женщин.

Фото: bodybuilding.com