Главное безумие в истории суда. Как находили и казнили «салемских ведьм»
Суды над ведьмами — ярчайший образ Средневековья. Абсурдные, страшные и абсолютно бессмысленные мероприятия поработали над имиджем эпохи – Средние века воспринимаются сейчас как мрачные времена. Но такие суды – не эксклюзив. Так или иначе, упоминания о странных процессах появляются почти в течение всей истории. Некоторые — только на уровне констатации факта «ведьма казнена», а некоторые оказывались подробно описаны. Одним из самых детальных и запротоколированных судов над ведьмами стал Салемский процесс. Сейчас о нем расскажем.
1692 год, город Салем, Северная Америка. С двумя девочками во время церковной службы происходит странный припадок — они падают на пол, начинают биться в конвульсиях и кричат на неизвестном языке. Это было уже достаточно недобрым знаком, но девочки заверили, что все окей – просто в церкви слишком душно.
Но вскоре припадки повторяются вместе с другими детьми. Доктор осматривает всех и приходит к безапелляционному выводу: они стали жертвами колдовства. Такое заявление идет в разрез со всеми медицинскими канонами, но ему можно найти сразу два объяснения.
Первое — суеверность. Несмотря на то, что дело было в самом конце 17 века, страх перед колдовством и порчей был повсеместным. Второе — возможно, доктор не нашел в их состоянии ничего подозрительного, но побоялся испортить репутацию и все свалил на силу магии – ведь все считаются с ней. Так или иначе — если речь заходит о колдовстве, необходимо искать ведьму. И ведьма немедленно находится.
Ей становится служанка в доме, где жили девочки, с которых и началась эпидемия. Пожилая рабыня-негритянка из Барбадоса по ночам убаюкивала девочек колыбельными на своем родном языке. Этого уже было достаточно для обвинений в колдовстве — в Средние века любая инаковость вызывала подозрения. Няню незамедлительно отправили в тюрьму.
«Преступница» изобличена и наказана, конец истории? Нет. Речь ведь идет о колдовстве — ему никакие стены не помеха. А тут еще дело приобретает новый поворот: во время очередного припадка (и снова дело творится в церкви) девочки начинают называть имена ведьм. Этот набор тоже очень показательный, так как в число ведьм входят:
Сара Гуд — нищенка, единственная курящая женщина в городе;
Сара Осборн — «калека» (каким именно физическим недостатком она страдала — не уточняется), двое мужей которой умерли при непонятных обстоятельствах, а третий был индейцем;
Марта Корн — имела сына от индейца и постоянно скандалила. Этого достаточно для обвинения.
А тем временем идет беспощадный средневековый суд. И немедленно начались признания. В деле появились: «черный человек из Бостона, который прибывал, превратившись в свинью», черные книги, надписи на страницах которых видели только ведьмы, и, конечно же, свидетельства об участия в шабашах.
Число обвиняемых разрастается — из-за доносов соседей и взаимных сговоров. Ситуация приобретает угрожающий оборот — в рамках суда в качестве свидетелей, подозреваемых или обвиняемых за первые три месяца успели поучаствовать до трети жителей Салема. А обвиняемые становятся все более и более фриковатыми.
Например, одной из следующих жертв стала хозяйка таверны Бриджет Бишоп. Ей было чуть за шестьдесят, она славилась сварливым характером и очень странно одевалась (описания ее нарядов, к сожалению, не сохранились). Ее обвинил местный портной, причем главным поводом для доноса стало то, что она «приносила на покраску и раскрой куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет». Для тогдашнего суда — уже весомый аргумент.
Важная деталь — в ходе допроса Бриджет заявила, что незадолго до обвинения она потребовала от портного оплаты всех его долгов в трактире, пригрозив обратиться в полицию. Портной поступил хитрее и сам пошел в атаку. К тому же, есть вещественные доказательства. Их список шокирует (напоминаем, что все это обнаружено в таверне, где жила Бишоп). Ведовские отвары, травы и неестественно огромный черный кот.
Заявление хозяйки таверны о том, что ведовские отвары — это обычная брага, травы — сырье для производства алкоголя, а черный кот стал таким огромным, потому что в таверне много мышей, никого не впечатлило. Бриджет Бишоп была повешена вместе с пятью первыми обвиняемыми.
Это не остановило обезумевших горожан. Ведьм продолжили искать. Новой обвиняемой стала 71-летняя старуха, которая жила на окраине города. Она несколько лет не выходила из дома, но зато в ее каморке по ночам горел свет. В ходе допроса бабушка отбивалась логикой: она парализована и страдает бессонницей, вот поэтому и не выходит из дома, который по ночам смущает доносчиков свечением. Но для суда и это не аргумент – старушку тоже казнили.
Суд продолжал удивлять. Теперь в колдовстве обвинили священника. В ходе одной из проповедей он пытался объяснить горожанам, что пора бы остановиться, а то с поиском колдуний все с ума сошли. Но и ему припомнили грешок. Несколько лет назад священник благословлял солдат на войну с индейцами, но делал это неправильно, ведь все в этом побоище погибли. Кроме того, он являлся людям во снах и пугал их. И вообще он не священник, а колдун. Никакие аргументы преподобного не подействовали. «Казнить!»
К восьмому месяцу ведовской истерии убили больше двадцати человек. Обвиняли всех — тех, кто вел себя вызывающе или слишком благочестиво, и, конечно же, своих личных врагов. Неизвестно, чем бы закончилось это массовое помешательство, если бы в октябре 1692 года слухи о нем не дошли бы до губернатора Массачусетса. Он немедленно прибыл в Салем, распустил суд и приказал начать новое дело. Расследование пришло к выводу, что ошибочно столько людей казнили.
Эпический финал этой безумной истории наступил в 1702 году. Одна из девочек, с припадков которых все началось, заявила, что они с подругами инсценировали все – просто был у них синдром дефицита внимания. А потом они побоялись сказать правду. Они тоже ведь могли оказаться ведьмами.
Комментарии