«Смерть Сталина» и еще 9 фильмов, которые запрещали к прокату в России

Отзыв удостоверения сатирической комедии о вожде – далеко не первый случай в истории отечественного кинобизнеса. «Футурист» вспоминает все картины, которые не угодили минкульту.

«Смерть Сталина» (2018), реж. Армандо Иануччи

Изначально все было спокойно: активные сталинисты немного бурчали во время промо-кампании, но это не помешало министерству культуры назначить дату проката и заявить, что фильм точно выйдет в России. Но ближе к премьере тучи сгущались все сильнее. Как итог – за пару дней до старта в прокате фильм вдруг запретили.

Жаловались потомки действующих лиц картины (Сталина, Хрущева и Жукова), истерили коммунисты и поднимали бучу общественные деятели. Мединский сломался и назвал вполне себе традиционную для западного кино сатиру «глумлением над историей». С этого момента все переросло в затяжной скандал: минкульт и его главу громила практически вся пресса, создатели картины недоумевали, а кинотеатр «Пионер» вопреки запрету начал показывать «Смерть Сталина» (но нарвался на визит полиции и вскоре свернул лавочку). Вывод из этого ровно один: Сталин в России живее всех живых.

«Номер 44» (2014), реж. Даниэль Эспиноса

В данном случае фраза про глумление над историей будет более подходящей. Откровенная клюква вполне предсказуемо нарвалась на острую реакцию российской власти. Фильм не спас даже шикарный актерский ансамбль с Томом Харди, Гари Олдманом и Нуми Рапас. История о расследовании серии убийств в СССР 1953-го года (снова привет Сталину) вдруг решила бросить тень на многие исторические факты, связанные с Великой Отечественной войной. А такое у нас, как известно, прощают только Михалкову.

«Интервью» (2014), реж. Эван Голдберг, Сет Роген

Сатире о диктаторах в российском прокате жутко не везет. Безбашенная и не знающая границ пара Джеймс Франко и Сет Роген задумали комедийный проект о Ким Чен Ыне. По сюжету американцы планируют план убийства северокорейского диктатора. КНДР не могла оставить подобную опрометчивость без внимания: их хакеры взломали серверы компании Sony, сорвав прокат и параллельно слив множество интересных фактов о голливудских звездах. Следом последовали прямые угрозы всем, кто осмелится показать ленту в кинотеатрах. В России не стали рисковать.

«Борат» (2006), реж. Лари Чарльз

Казалось бы, безобидный и уже культовый образ комика Саши Барона Коэна вызывал на просторах СНГ нешуточную реакцию. Казахстан счел историю про фриковатого журналиста прямым оскорблением. Прокатное удостоверение мигом отобрали, а Россия следом сделал то же самое, поддержав соседа. Ну, или быть может, минкульту не понравилось, что США в фильме представлены величайшей страной мира.

«5 дней в августе» (2009), реж. Ренни Харлин

Откровеннейшая агитка и часть развернувшейся на почве российско-грузинского конфликта информационной войны. Фильм показывал события в Осетии августа 2008-го понятно с какой стороны. Причем делал это предельно топорно и бесталанно. Лента некогда известного Ренни Харлина изначально не имела никаких шансов на российский прокат. Зато попала под нож BadComedian’у.

«Мандарины» (2013), реж. Заза Урушадзе

Схожая история. Тоже инерция конфликта с Грузией, однако совсем другого порядка. События разворачиваются во время абхазской войны 1992-1993 годов, а повествование ведется со стороны обычных абхазцев – владельцев мандариновой плантации. Акценты здесь расставлены максимально аккуратно, без деления на черное и белое. Однако даже такая подача не позволила фильму со столь острой темой попасть в российский прокат. Но вряд ли создатели расстроились – картина проехалась по топовым фестивалям и попала в шорт-листы «Оскара» и «Золотого глобуса».

«Операция "Мертвый снег" 2» (2014), реж. Томми Виркола

Откровенный треш, юмор которого эксперты Госкино отказались понимать. Норвежский зомби-хоррор даже не претендовал на серьезность, и первую часть без проблем прокатили в России. Но тематика второй повергла минкульт в ужас, и отнюдь не жанровыми приемами. По сюжету, из мертвых восстают солдаты нацистской Германии и начинают кошмарить весь мир. Для спасения планеты из мертвых возрождаются солдаты Красной армии. Вполне сошло бы за классную серию «Южного парка», но российская власть посчитала шутку не очень смешной.

«Клип» (2012), реж. Майя Милош

От политики к перейдем к вещи более бытовой – сексу. Излишне откровенное кино в целомудренной России 21-го века тоже не любят. «Клип» – как раз такое. Сербские режиссеры периодически сваливаются в полнейшую жуть, которая бьет по вашей психике. История про эксплуатацию девочки-подростка взрослым любовником показалась комиссии минкульта излишне жесткой. Вдобавок в картине просматриваются пропаганда наркотиков и натуральная порнография.

«Любовь» (2015), реж. Гаспар Ноэ

Примерно по тем же причинам отозвали из проката и последнюю на данный момент ленту культового автора Гаспара Ноэ. Его кино всегда отличалось предельно честным отношением к телесности и любовью к жестокости, но никогда это не было проблемой для допуска в прокат. Историю про любовный треугольник, изобилующую сексом (причем настоящим – актеры действительно занимались любовью на камеру) российская власть сочла слишком откровенной для кинотеатров. Возмущению киноманов не было предела. Вместо того, чтобы объяснять Мединскому и Ко и суть всех метафор, «Любовь» хитро показали на фестивале в Петербурге.

«Россия 88» (2009), реж. Павел Бардин

Да, иногда достается и отечественному производителю. Тема неонацистов до сих пор остается табу – власть будто бы не замечала, что творилось на улицах в 90-е и периодически творится сейчас. Псевдодокументалку «про скинов» сняла с проката Генпрокуратура, отправив фильм в разряд экстремистских. «Россия 88» официально под запретом в стране, а материалы с фрагментами картины до сих пор старательно блокируют на просторах интернета. Что, впрочем, только поспособствовало обретению культового статуса для ленты. А еще – признанию роли мегапопулярного сегодня Петра Федорова лучшей в карьере.

Фото: Empire

Комментарии