Интернет-зависимость: болезнь или нет?

Новая версия справочника Международной классификации болезней (МКБ-11), которая готовится к публикации в 2018 году, впервые обозначит интернет-зависимость и зависимость от онлайн-игр как отдельное психическое заболевание. Выясняем, каковы симптомы и лечение.

Врачи и ученые уже давно рассматривали возможность включения данной болезни в список. Несмотря на безусловно положительные изменения в жизни человечества, которые несут с собой новые технологии, для некоторых индивидов они представляют опасность и могут стать причиной нарушения психологического благосостояния и нормального социального взаимодействия. Однако размытость понятия «интернет-зависимость» и ограниченность доказательной базы на протяжении долгого времени препятствовали его однозначной классификации.

Споры в научном мире не утихают до сих пор. Мы рассмотрели аргументы за и против выделения интернет-аддикции как отдельного психического заболевания.

Что такое аддикция?

В широком значении слова это ‒ нарушение работы мозга, которое заставляет человека желать, добиваться получения чего-либо и злоупотреблять этим, пренебрегая возможными негативными последствиями для своего здоровья и социальной жизни. Интернет-зависимость в целом удовлетворяет указанным критериям ‒ многие исследователи описывают ее как причину нарушения привычного, нормального ритма жизни. При этом научная доказательная база по данному заболеванию до недавнего времени оставалась очень слабой.

Аргументы против

1. Начиная с 1995 года, когда интернет-зависимость была впервые обозначена как болезнь, самым распространенным способом диагностики являлся банальный опросник. Тест интернет-зависимости К. Янга, шкала интернет-зависимости С. Чена, шкала проблемного и опасного использования интернета Л. Еленчика и общая шкала Каплана ‒ наиболее известные методики в современной психиатрии. В их основе лежит количественный принцип оценки степени зависимости. Слабая сторона подобного тестирования пациентов – отсутствие качественного исследования, которое сосредотачивалось бы не на внешних проявлениях, а на внутренних механизмах возникновения и развития аддикции.

2. В отличие от наркотической или алкогольной зависимостей, поведенческие аддикции ‒ например от интернета, еды, шопинга или секса – не столь однозначны с точки зрения медиков и нейробиологов. На данный момент лишь пристрастие к азартным играм является общепризнанным представителем этого класса болезней.

3. Исследователи сомневаются, стоит ли выделять интернет-зависимость как отдельное заболевание или, скорее, рассматривать его в качестве симптома другого, скрывающегося за ним недуга. Также ведется дискуссия по поводу классификации болезни: ее можно отнести как к расстройствам импульсного контроля, так и к обсессивно-компульсивным.

Слишком широкая трактовка аддикций грозит, по мнению ученых, тем, что любое компенсирующее поведение объявят зависимостью. Психиатры полагают: большинство, если не поголовно все объявленные «интернет-зависимыми», на самом деле, уже «награждены» другими диагнозами. Для многих индивидов чрезмерное, слабо контролируемое использование интернета по сути является проявлением их депрессии, социофобии, расстройств импульсного контроля или патологической склонности к азартным играм. Интернет-зависимость при ближайшем рассмотрении оказывается схожа с привычкой «заедать стресс»: пациенты предаются чревоугодию, компенсируя таким образом свою депрессию, тревогу, например, не будучи в действительности по-настоящему, на физическом уровне зависимы от еды.

Не определились

1. Ученые-биологи вообще подвергают сомнению правомерность приравнивания не-химически обусловленных (поведенческих) аддикций к клинически подтвержденным наркотическим зависимостям и приходят к выводам, что число настоящих интернет-зависимых в реальности гораздо меньше декларируемого.

2. Разработчики The Internet Process Addiction Test («Тест на зависимость от интернет-процессов») напоминают, что интернет ‒ это всего-навсего средство, среда, которая делает возможным ряд действий, некоторые из которых – признают ученые – могут послужить причиной зависимости, другие же вполне безобидны и не вызовут привыкания. Соответственно, логично было бы создать инструменты для оценки опасности возникновения аддикции от отдельных процессов, которые существуют в онлайн-пространстве: например для видеоигр, социальных сетей, так называемого веб-серфинга и виртуального секса.

Аргументы за

1. Работа «Нарушения ощущения времени у пользователей соцсетей, склонных к интернет-зависимости» показала: пристрастившиеся к Facebook пациенты тяжело переживают лишение привычной онлайн-активности, в результате чего их оценка продолжительности временных периодов перестает совпадать с реальными показателями.

2. В последние годы ученые все больше интересуются нейробиологическими и химическими процессами, которые могут сопровождать возникновение поведенческой зависимости. Недавно было обнаружено, что компульсивное использование интернета вызывает морфологические изменения в структуре мозга. Исследование, проведенное с участием студентов из Китая, попавшими под критерии интернет-зависимых (они проводили за компьютером около 10 часов в день, 6 дней в неделю), продемонстрировало видимое уменьшение областей дорсолатеральной префронтальной коры, ростральной передней коры головного мозга, дополнительной моторной области и части мозжечка ‒ по сравнению со студентами, признанными руководителями исследования «не зависимыми».

Согласно выдвинутой в результате теории, с одной стороны, подобные изменения могут сопровождать процесс когнитивной оптимизации. Она свойственна для любого процесса обучения и в данном случае позволяет пользователям взаимодействовать с компьютером и интернет-пространством наиболее эффективным образом. С другой стороны, эти трансформации служат сигналом ухудшения краткосрочной памяти и нарушения способностей к принятию решений, что в свою очередь может стать триггером развития желания постоянно оставаться онлайн и предпочитать интернет-активности реальному миру.

Фото: quiradio.it

Комментарии