Как лгать, говоря правду: коварное искусство лжи
Грань между правдой и ложью все больше стирается, а для особой формы вранья уже придумали новое слово. Всем известно, что политики часто врут, но при этом они могут делать это, говоря чистую правду. Запутались? Разбираемся в искусстве лжи вместе с «Футуристом».
Кривить душой
Все становится яснее, когда вы понимаете, что, судя по всему, все так делают. Классический пример: мама вас спрашивает, сделали ли вы домашнее задание, а вы отвечаете: «Я написал эссе по английскому». Это может быть правдой, но на самом деле вы не отвечаете на вопрос о том, выполнена ли домашняя работа. Эссе вы могли написать и давно, а правдивым заявлением только вводите бедную маму в заблуждение. Возможно, вы еще даже не приступали к домашнему заданию.
Прием «вводить в заблуждение путем правды» настолько распространен в повседневной жизни, что недавно в науке для него был придуман новый термин: «paltering» или попросту кривить душой. Столь частое в обществе явление проливает свет на «серую область» между истиной и ложью и, возможно, даже на причины лжи вообще.
Невинная ложь
Мы все время врем, несмотря на то, что это стоит нам значительно больших душевных сил, чем правда. Американский президент Авраам Линкольн говорил, что «ни у кого нет достаточно хорошей памяти, чтобы быть успешным лжецом».
В 1996 году исследователь Белла ДеПауло установила, что каждый человек врет раз или два в день. Она попросила участников в течение недели записывать, что они соврали, даже если это было с благими намерениями. Из 147 респондентов лишь семеро считали, что ни разу не соврали, и мы можем только догадываться, правда это или нет.
Большинство из наших обманов совсем невинны или сказаны «по доброте душевной». Например, «я сказал, что она хорошо выглядит, хотя она была похожа на дирижабль». Иногда это необходимо, чтобы скрыть смущение или неловкость. ДеПауло, психолог Калифорнийского университета Санта-Барбары, утверждает, что участники ее исследования не знали точно, сколько они врут, отчасти потому, что большинство из этой лжи было таким «привычным и ожидаемым, что этого даже не замечаешь».
Не вся правда
Однако ситуации, когда люди используют ложь в качестве манипуляции или намеренного обмана, вызывают беспокойство. Ведь это происходит гораздо чаще, чем вы думаете.
Когда поведенческий психолог Гарвардской школы Кеннеди Тодд Роджерс и его коллеги изучали, как часто политики уклоняются от вопросов во время дебатов, стало ясно, что на самом деле происходит нечто более сложное. Говоря о каком-то правдивом факте, политики при этом могли вообще не ответить на вопрос. Они даже могли представить нечто как правду, хотя это было не так. По словам Роджерса, политики поступают так постоянно.
Подтасовка фактов является крайне распространенной тактикой переговоров. Более половины руководителей предприятий из 184 опрошенных признались, что используют эту тактику. Ученые также обнаружили, что человек, который кривит душой, считает такое поведение более этичным, чем если бы он врал напрямую.
Но те, кто был обманут, не видят никакой разницы между ложью и лукавством. Возможно, это приводит к слишком большим ухищрениям, которые слушатели в итоге все равно расценивают как ложь, когда все раскрывается.
Политические игры
Заметить вводящий в заблуждение «факт» довольно сложно, ведь сам по себе он звучит как правда. Например, в видео кампании Лейбористкой партии в Великобритании по снижению возрастного ценза говорится: «Вам 16. Теперь вы можете заключать брак, служить в армии и работать на полную ставку». Однако команда по проверке фактов на BBC обнаружила, что эти в этих утверждения кое-что не договаривают. На самом деле пойти в армию в 16-17 лет можно лишь с разрешения родителей, оно же потребуется для вступления в брак, за исключением территории Шотландии. С 2013 года подростки 16-17 лет не имеют права работать полный день в Англии, но могут это сделать в Шотландии, Уэльсе и Ирландии с рядом ограничений.
Другой пример: во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп хитрил на президентских дебатах. На вопрос об иске о жилищной дискриминации в предыдущие годы он ответил, что его компания никогда не признавала за собой вины. И, хотя компания не считает себя виновной, расследование журнала «New York Times» показало, что на самом деле были случаи дискриминации по расовому признаку.
И даже если мы ловим людей на «обманывающей правде», социальные нормы могут помешать нам оспорить истинность фактов. Возьмем печально известное в Великобритании интервью журналиста Джереми Паскмана с политиком Майклом Говардом. Он неоднократно спрашивал Говарда, угрожал ли тот уволить начальника тюрьмы. Говард, в свою очередь, продолжал увиливать от ответа, так что интервью в конце концов превратилось в странный обмен фактами, весьма неловкий при просмотре. Не все могут пройти через подобное.
Повседневный обман
В повседневной жизни обманывают точно так же.
Рассмотрим агента по недвижимости, который говорит потенциальному покупателю, что на не слишком популярное жилье большой спрос, не отвечая, сколько точно было фактических предложений. Или продавец подержанных автомобилей рассказывает, с какой легкость машина завелась в морозное утро без упоминания того, что она сломалась всего неделю назад. Оба утверждения правдивы, но оба маскируют реальность.
Хитрость оказывается повсюду возможно потому, что она на самом деле очень удобна. Роджерс предполагает, что это происходит из-за большого количества соперничающих целей: «Мы хотим достичь конкретной цели (продать дом или машину), но мы также хотим оставаться порядочными и честными в глазах других». Ученый считает, что разные цели создают напряжение, поэтому люди считают, что обманывать с помощью правды этичнее, чем врать напропалую. Однако это большая ошибка.
Общественное недоверие
Мышление такого рода порождает проблемы, которые могут уже сегодня отразиться на обществе, уставшем от лжи и не доверяющем политикам. Опрос 2016 года показал, что британцы доверяют политикам меньше, чем риелторам, сотрудникам банка и журналистам.
Несмотря на то, что мы постоянно ожидаем подвоха от представителей власти, их по-прежнему сложно уличить во лжи, особенно, если они говорят правду. Психолог и автор книги «Лжец в вашей жизни» Роберт Фельдман расценивает такую тенденцию как тревожную и на персональном, и на общественном уровне: «Когда политики нам врут, это рушит уверенность в политических институтах и делает население крайне циничным по отношению к их реальным мотивировкам».
Ложь может служить, да и служит заведомо коварной социальной цели. Она может помочь представить все в лучшем свете, чем есть на самом деле, или избежать неудобного вопроса. «Это неэтично и может лишь ухудшить состояние демократии. Но именно так работает человеческое сознание», – объясняет Роджерс.
Установка на ложь
К сожалению, привычка лгать идет из детства. Ложь играет важную роль в общении с социумом с самого раннего возраста. Детям рассказывают о Зубной фее и о Дедушке Морозе, объясняют, что нужно быть благодарным даже за «не тот» подарок. Фельдман подчеркивает, что взрослые навязывают детям противоречивые идеи. Поэтому в конечном итоге они выносят такой посыл: хоть честность и лучшая стратегия, все же порой выгоднее и полезнее немножко соврать.
Комментарии