Injustice. О сексизме в «Лиге Справедливости»
Художника по костюмам «Лиги Справедливости», а вместе с ним и Зака Снайдера обвинили в сексизме. Разбираемся, есть ли для этого основания и как идеологические конфликты в обществе отражаются на культуре
Костюм как язык кино
О чем мы задумываемся в первую очередь, когда говорим о кино? Сначала всплывают поверхностные понятия вроде актерской игры, сюжета и собственно качества картинки. Большинство зрителей – и даже критиков, господин Баженов – оперируют только этими понятиями, упуская из виду референции, идеологию и культурные тропы. А между тем, киноязык далек от того, чтобы быть однородным понятием.
Star Trek: Discovery говорит с нами на клингонском, обращаясь к фанатам серии; Аарон Соркин учит воспринимать сторителлинг через диалоги, а Николас Рефн – мастер лингвистики в областях цвета и насилия. Любое кинематографическое произведение – если оно не бездарно – старается по максимуму использовать широкий инструментарий, чтобы передать то, для чего недостаточно просто слов и сюжета. Само собой, визуальные элементы всегда находятся на линии фронта. Особенно костюмы.
Внешний апирэнс каждого персонажа уже дает зрителю подсказки о его характере, роде занятий и вместе с другими элементами создает эстетическое естество фильма как цельного полотна. При этом, непосвященной публике чаще всего глубоко плевать на костюмы, если на них не концентрируется внимание. В частности, в кинокомиксах это, по большей части, выражается в дихотомии канон/неканон. Или – как в нашем случае – в моменты скандалов.
Тренд года: сексуальные скандалы
Как вы, возможно заметили, скандалы с домогательствами и сексизмом среди селебрити в последнее время накалили обстановку в Голливуде. Харви Вайнштейн, Кевин Спейси и почему-то Луи Си-Кей – нет времени останавливаться на каждом. Недавно на этот хайп-трейн невольно запрыгнул и художник по костюмам «Лиги Справедливости» Майкл Уилкинсон. Фанатам ужасно не понравились новые костюмы амазонок, более открытые чем в интерпретации Линди Хемминг – костюмера «Чудо-женщины». Заодно с ним успели заклеймить и Зака Снайдера, дескать тот допустил и даже поощрил сексуальную объективацию на своей съемочной площадке. И это в 2017-м – представьте себе – году. Но так ли это на самом деле?
Следует отметить, что вариант Линди Хемминг действительно больше похож на боевые доспехи и в целом выглядит несколько реалистичней. Возможно, он просто лучше. Только это не делает его сексистом. Более того, это даже не делает его плохим художником по костюмам. Просто чтобы вы не сомневались: он работал вместе со Снайдером над «Хранителями» и «300 спартанцев». А я не припомню фанатских претензий к ним даже с точки зрения интерпретации комиксного канона.
Но там был компактный первоисточник, в то время как киновселенная DC в этом куда плане более абстрактна – источников сотни, пусть даже она опирается в первую очередь на работы Джеффа Джонса. Следовательно, художнику теоретически предоставляет больше свободы для выражения собственного видения. И так уж вышло, что видение Уилкинсона неудачно совпало с сексуальным напряжением в голливудском дискурсе.
Жертвы повестки дня
Давайте на минутку отвлечемся и вспомним пример поближе. Когда «Хардкор» Ильи Найшуллера вышел в американский прокат, то, кажется, в рецензии The Hollywood Reporter автор пожаловался на сексуальную объективацию женщин в фильме. Вы ж вообще помните «Хардкор», да? Стопроцентный экшн от первого лица с бесконечно ироничным насилием в каждом кадре. Само существование этого фильма – шутка над жанром. Жанром, одной из ключевых составляющих которого – так уж вышло – всегда была сексуальная объективация. Особенно учитывая, на какие консервативные времена пришелся его расцвет.
Да, если в 2к(простите)17-м кто-то на серьезных щах будет снимать кино без сюжета о фантасмагорических перестрелках и женщинах в латексе – это моветон. Но абсолютно осознанно играть с составляющими жанра никто не запрещал. Так что эта претензия абсолютно мимо. Задумайтесь: сегодня даже LEGO-фильмы – деконструкция.
Или вот еще. Все же помнят прошлогодний расистский скандал на «Оскарах», где не было ни одного черного актера? Сколько невинных фильмов и режиссеров стали жертвами того крестового похода. Страшно подумать. Так вот. Как бы ни хотелось нам держаться от этого в стороне и посмеиваться над излишней щепетильностью американцев и интерсекциональной повесткой дня – проблема действительно существует. Большинство главных ролей в фильмах изначально пишется пятидесятилетними белыми сценаристами под белых актеров. Считайте, люди из ушедшего культурного дискурса продолжают по инерции задавать тон для дискурса уже сегодняшнего.
Буквально то же самое можно сказать и о моде этого года – сексуальных скандалах. Да, это проблема. Да, продюсерам, режиссерам и просто звездам-мужчинам пора научиться тому, что присвистывать, лезть с неприличными предложениями и уж тем более трогать – нельзя. Оставьте это в пятидесятых вместе с нефтью по 2,99$ и Джоном Уэйном. На худой конец в 70-х с кокаином с Деннисом Хоппером. И нет, Трамп-президент не считается за отмазку. Однако, то, что это проблема, не отменяет числа невинных жертв той самой повестки дня, в пиковые моменты доходящей до помешательства.
Обвиняйте продюсеров, гоните в шею функционеров и голливудских агентов, да что там – даже сценаристов. Но когда гнев общественности падает на художника, да еще и в комиксной адаптации, это уже очень тонкий и скользкий лед. По сути, ничего кроме него. Только лед. Just ice. Поняли, поняли?
Контексты и интерпретация
Вообще амазонки и Чудо-женщина всегда были сложными персонажами для интерпретации. И они знали разные времена. Скажем, съехавший с катушек после и от «Города Грехов» Фрэнк Миллер в All-stars Batman & Robin изображает Диану чуть ли зависимой от мужчин проституткой. То ли в пику общественности, то ли он действительно так видит. Читая сценарий сложно сказать.
А существует и пример абсолютно полярного подхода в работе с культурными контекстами, окружающими персонажа, вплоть до костюмов и архитектуры. Это, например, комиксы о Чудо-женщине Брайана Аззарелло. Прочтите их внимательно и вы удивитесь количеству отшлифованных деталей. То есть, буквально – в амазонской архитектуре отсутствует фаллическая символика. Все формы всех зданий на Темискире максимально феминны и это делает смысл, как и апирэнс амазонок. Это говорит о более глубокой проработке меты персонажа.
Возможно, Пэтти Дженнингс и Линди Хемминг действительно лучше понимают Чудо-женщину, чем Зак Снайдер и Майкл Уилкинсон. Странно было бы наоборот. К тому же, очень многие комиксы предполагают и возможность такой интерпретации. Можно просто назвать ее менее удачной.
Джосс Уидон, ирония и справедливость
И только теперь мы подходим к самой ироничной части ситуации. «Лига справедливости» действительно заслуживает несколько дротиков либерального осуждения за неуместную сексуализацию, объективацию и вот это все. Но метать их нужно было в совершенно другие места.
Каким-то чудесным образом под удар не попал Джосс Уидон, в последний момент подхвативший проект из рук Снайдера. И вообще к нему сформировалось очень странное отношение – он как бы не при делах. Присмотрел за площадкой и немного покрасил задники. А фильм Снайдера. Но если вы вдруг найдете список внесенных им изменений, то внезапно окажется, что влияние Уидона и студийных продюсеров перевесило все, что было заложено в «Лигу» изначально. То, что получилось на выходе – чудовище Франкенштейна, созданное на стыке визуализаций Снайдера, Джеффа Джонса, Warner и «марвелизации» Джосса Уидона. Но это тема для отдельного материала.
В частности, именно Уидон несет ответственность за (СПОЙЛЕРЫ) идиотскую сцену с падением Флэша на грудь Чудо-женщины, непонятно откуда взявшееся напряжение между ней и Бэтффлеком и, собственно, тем фактом, что фильм постоянно акцентирует внимание на интересных частях тела Галь Гадот. Не напоминает Черную Вдову из – особенно первых – «Мстителей»? А кто их снимал? Вот-вот. Очень изящно, Джосс. Очень. А кто-то еще говорил о справедливости.
Ужасно смешно, что DC после «Чудо-женщины» вообще ухитрились попасть в такую ситуацию. Особенно учитывая исторически большое количество проработанных персонажей-женщин. Это Marvel приходится выкручиваться, то уложив Тони Старка в кому и заменив темнокожей девочкой, то в фильме про «Доктора Стрэнджа» отдать изначально мужскую роль Тильде Суинтон.
На сегодняшний день любое культурное произведение воспринимается в идеологическом контексте и так или иначе несет на себе отпечаток современной политической меты. Скандал с сексуализацией амазонок – лишь отражение этого факта и общественной обстановки. Остается лишь выразить свои соболезнования Майклу Уилкинсону, чью работу рассматривают в первую очередь как идеологический маркер, а не с художественной точки зрения. Так работает тайминг, так работает политизация искусства и – к огромному сожалению – говорить об этом оказалось гораздо интереснее, чем смотреть «Лигу Справедливости».
Комментарии