Дополненная реальность: как изменится взаимодействие человека с компьютером
Широкое распространение смартфонов и сетей 4G в последнее десятилетие резко изменило наше общество и экономику. Наиболее очевидный пример: теперь никого не удивляют люди, уставившиеся в свои крошечные 2D экраны, что-то в них печатающие, нажимающие и поглощающие мобильный контент. VR или виртуальной реальностью тоже уже не увидишь, и, похоже, будущее за реальностью – дополненной. Каким станут отношения человека и компьютера разбирался «Футурист».
Трехмерный интернет
Развитие дополненной реальности (AR) создаст следующее поколение интернета, трехмерную пространственную среду, в которой мы будем физически жить, работать и взаимодействовать. Как только это произойдет, отношения человека и компьютера будет постоянно меняться в трех аспектах:
1. Мир станет домом для 3D интернета;
2. Мир превратиться в бесконечное рабочее дизайн-пространство;
3. Наша идентичность будет еще больше переплетаться с цифровым миром.
Уже сейчас понятно, что следующим большим шагом в потребительских и корпоративных технологиях станут очки дополненной реальности, которые будут накладывать интерактивные цифровые 3D объекты на предметы в реальности. Как изменится наша жизнь, когда AR станет доминирующим фактором? Представляем ответы предпринимателей в сфере дополненной реальности, которые верят в принципиально новое технологическое будущее.
Мир как дом для 3D интернета
С самого появления вычислительной техники, персонального компьютера, бума и краха доткомов и до запуска iPhone мы взаимодействовали с интернетом через плоские 2D экраны. Интернет традиционно был цифровым миром, на который мы смотрели через маленькие светящиеся стеклышки.
Но, по мере перехода к дополненной реальности 3D интернета, способ взаимодействия с компьютерами будет постоянно меняться. Что произойдет, когда вместо пикселей на крошечном экране мы начнем видеть цифровые объекты, накладывающиеся на наш реальный мир? Ответ: все зависит от пользователя, контекста, в котором он используют AR, предпочтений разработчика UX дизайна и еще кучи других факторов, связанных с сенсорным опытом человека.
Тони Белаква – генеральный директор платформы Cognitive3D, которая использует 3D пространственный анализ и инструменты обратной связи с пользователями для виртуальной и дополненной реальности. По его словам, бизнес традиционно опирался на такие системы как Google Analytics для отслеживания поведения и использования 2D интерфейсов, иначе говоря веб-браузеров на смартфонах и планшетах. С его помощью можно получить ценную информацию о том, какие части страницы для пользователя наиболее интересны, как долго он остается на странице и насколько часто он ее посещает. Однако благодаря AR мы движемся к технологичной эре, в которой нужно будет учитывать как пользователи перемещаются в 3D пространстве и времени.
Белаква добавляет, что это порождает ряд вопросов о взаимодействии человека и компьютера, которые, судя по всему, никогда не задавались: есть ли вокруг вас ваши пользователи? Почему они едут в конкретные места? Используют ли они 3D объекты по приезду туда? Пока человек входит бесконечный пространственный интернет, фокус технологий все больше перемещается на то, как пользователи физически ориентируются в своей среде и задействуют цифровые объекты.
Бесконечное дизайн-пространство
Причина, по которой трехмерные рисунки в Tilt Brush настолько классные, в том, что программа дает возможность для творческого самовыражения в пространственной среде, что раньше было просто невозможно. Для повторения опыта Tilt Brush в реальном мире понадобится изобретение специального вида рисунка, которые мог бы «волшебным образом» парить в воздухе. С приходом дополненной реальности и пространственных 3D вычислений помещение цифровых шедевров в физическое пространство станет обычным делом.
Джек А. Коэн – генеральный директор компании MASSLESS и изобретатель «безмассовой» умной ручки, позволяющей дизайнерам превращать трехмерное пространство в холст для творчества. По мнению Коэна, «хотя создание 3D объектов и среды не ново, дизайнеры традиционно использовали 2D интерфейс для постройки 3D, что неудобно и громоздко в работе. С дополненной реальностью мы можем полностью задействовать 3D пространство для создания моделей. Этот действительно беспрецедентный шаг определит многие из готовящихся изменений в отношениях человека и технологий. Мы станем свободны от ограничений 2D экранов и интерфейсов и сможем создавать проекты естественным и интуитивным способом. Когда все пространство вокруг – цифровое, мы будем контролировать то, как все объекты в нем себя ведут и выглядят. И это будет настоящей суперсилой!»
Коэн считает, что пользовательские 3D интерфейсы и опыт пока совсем не изучены. Компьютер и человек начнут взаимодействовать в совсем другом ключе, поскольку цифровое пространство будет открыто для сотрудничества между людьми. Это приведет нас к новой схеме «человек-компьютер-человек», в которой интернет станет пространственным слоем для командной работы.
Соединение идентичности с цифровым миром
Мы живем в мире, в котором есть «реальный мир идентичности», определяемый паспортами и водительскими правами, и «мир цифровой идентичности», где человека определяет контент, который размещен в интернете через форумы, блоги и социальные медиа. По мере того, как AR превращает интернет в повсеместное пространственное полотно, где мы физически все время перемещаемся, наши идентичности все больше связаны с цифровой областью.
Наверняка у вас есть своя цифровая идентичность на Linkedin, Facebook, Twitter: везде, где можно перенести себя в цифровой 2D мир. Но что если бы у вас был реалистичный 3D аватар, который мог бы вас представлять в пространственном интернете?
Генеральный директор компании Quantum Capture, Морган Янг соединяет трехмерное сканирование с чатботом для создания интерактивных виртуальных людей. С помощью дополненной реальности станет возможным перенос цифровых изображений в физический мир путем 3D аватаров, причем в любом желаемом виде, включая анимирование, стилизацию или что-нибудь причудливое: «Нам не нужно будет ограничиваться только самим собой, мы сможем принимать любую форму, какую только захотим».
Янг считает, что, помимо цифровой репрезентации себя, мы сможем сделать реалистичные человекообразные аватары для искусственного интеллекта типа Siri или Alexa. С очками дополненной реальности мы сможем общаться с ними, как с настоящими людьми. Воплощенные персонажи ИИ обзаведутся 3D телами, у которых будет автономные движения, контролируемые интеллектуальным анимированным поведением.
Последствия таких шагов глубоки. Найдя способ воплотить искусственный интеллект, мы расширим спектр взаимодействий человека и технологии до таких ситуаций, когда у интернет-магазина будет ИИ-голограмма службы поддержки покупателей. Медицинское образование станет доступнее и легче для студентов, которые смогут моделировать операции на цифровых аватарах искусственного интеллекта. Пока все эти технологии будут все шире распространяться в обществе, социальные и этические принципы, подчиняющие себе отношения компьютера и человека, станут все более похожими на те, что руководят людьми. И, возможно, однажды взаимодействие с технологиями станет неотличимым от общения с обычными людьми.
Комментарии