Что если вы неандерталец?

Все мы знаем, что произошли от человека разумного, но что если ДНК вымершего вида человека – неандертальцев – есть во многих из нас и продолжает влиять на внешний вид и здоровье?

Древний код

Неандертальцы, наши древние предки, вымершие в Европе около 40 000 лет назад, оказывается, были непосредственно связаны с современными людьми, когда оба вида одновременно проживали на территории Евразии. Таким образом, некоторые неандертальские гены остались в нашем ДНК, составляя 1-3% генетического кода людей, вышедшими не из Африки. Как показывает новое исследование Института эволюционной антропологии общества Макса Планка в Германии, код неандертальца, пусть и в небольшом количестве, может все же оказывать существенное влияние на то, как мы выглядим и ощущаем себя сегодня.

Вылитый неандерталец

Исследовательская группа решила выяснить, какие именно элементы внешнего вида и поведения человека связаны с неандертальской ДНК. Ученые использовали информацию Биобанка Великобритании, который предоставил генетические данные о 112 338 лицах с «белой» европейской родословной (у которых есть неандертальская ДНК), а также ответы участников на анкеты, включавшие физические и поведенческие описания. Результаты сравнили с генетическим анализом неандертальца с Алтая в Сибири.

Ведущий автор исследования вычислительный биолог Майкл Даннеманн и его соавтор Джанет Келсо обнаружили генетические связи между неандертальцем и современным человеком в таких чертах как цвет кожи и волос, паттерны сна, настроение и даже курение табака.

В частности, многие из взаимосвязей относятся к адаптации к солнечному свету наших генетических праотцов. Они проживали в условиях солнечного света на территории Евразии на протяжении несколько тысяч лет до того, как пришел современный человек, и это выработало ряд генов для защиты от окружающей среды, которые, судя по всему, они передали современным людям во время скрещивания.

Статья по теме

Какой вы неандерталец? Правила поведения в среднем палеолите

Если вы сова, у вас наверняка есть неандертальские корни, говорится в исследовании, ведь именно бодрствование ночью и засыпание днем было характерно для ДНК неандертальца. То же относится к угрюмости, нелюдимости и привычке курить.

Если же вы обладатель рыжих волос, скорее всего, неандертальского гена в вас совсем мало, так как рыжеволосые неандертальцы были очень редки или не существовали вовсе. Другой способ определить своих предков – оценить, насколько быстро вы сгораете на солнце.

Цвет кожи и волос, циркадные ритмы и настроение – все они зависят от воздействия генов. Авторы исследования, проведя идентификацию этих характеристик, предполагают, что реакция на солнце может быть сформирована неандертальскими фенотипами и что наличие их гена у современных людей продолжает способствовать изменению этих черт и по сей день. Исследование было опубликовано в «Американском журнале генетики человека». В дальнейшем Даннеманн и Келсо планируют использовать геном, проанализированный их коллегами, для повторного изучения.

Неандертальское здоровье

В другой работе ученых того же Института Макса Планка, опубликованной в октябре в журнале «Наука», приводится доказательство того, как древняя ДНК влияет на наше здоровье.

Статья по теме

Александр Соколов: «Средний россиянин не очень представляет себе, как вообще происходит эволюция»

Команда, возглавляемая Сванте Паэбо и Кеем Прюфер, провела детальный анализ неандертальской женщины, жившей на территории Хорватии 52 тысячи лет назад. Путем сравнения они обнаружили, что неандертальский геном соотносится с такими проблемами здоровья как уровень холестерина в крови, шизофрения, пищевые расстройства и ревматоидный артрит.

Но, как предупреждает Прюфер, это лишь ассоциации, и наличие определенного гена не означает, что у человека либо будет конкретное заболевание, либо нет. Это значит, что оно лишь может быть.

Оригинал статьи