От панацеи до рака легких. Всемирная история курения
Редкое курение за компанию вредит здоровью точно так же, как и постоянное – к таким выводам пришли ученые Университета Огайо. О пагубных эффектах этой привычки люди узнают со школьной скамьи, а правительства разных стран регулярно предлагает новые меры по борьбе с курением. Однако долгие века во всем мире отношение к курению было совершенно иным. "Футурист" предлагает проследить, как менялись способы курения и его культурные контексты в мировой истории.
Наследие индейцев
Люди вдыхают дым от сгорающих растений с незапамятных времен. В индийских трактатах курение (а точнее, окуривание человека дымом сжигаемых растений и продуктов животного происхождения) было как частью религиозного ритуала, так и способом достичь измененного состояния сознания в психоделических экспериментах, и медицинской практикой. Существовало три способа окуривания: хома, дхумапана и дхупа, которые служили различным целям и которые были востребованы по меньшей мере 3 тысячелетия. Фрески в индийских храмах изображают святых, вдыхающих дым ароматических курений, сохранились и изображения трубок. При раскопках захоронений знати в Египте от XXI–XVIII вв. до н. э были найдены похожие приспособления. Практика курения зафиксирована у скифов, а также в Древнем Китае. Все они курили не табак, а другие травы.
Родина табака – Америка. Первые изображения курильщиков табака, найденные в древних храмах Центральной Америки, относятся к 1000 г. до н.э. Доподлинно неизвестно, курили ли представители древних цивилизаций ради удовольствия, однако из многочисленных археологических находок ясно, что курение было важным ритуалом, и им занимались люди высокого положения. На керамической посуде и каменных памятниках находят изображения курящих людей благородного вида. Сведений о привычках простых людей не сохранилось. Табак был в большом почете у местных целителей: листья табака применялись как болеутоляющее. Также табак использовался в религиозных ритуалах. Ацтеки рассматривали табак как воплощение богини Сиуакоатль: они верили, что ее тело состоит из дыма. Плоды табака входили в церемониальные одеяния ацтекских жрецов, приносящих жертвы богине Тоци. Месатеки, мексиканское племя, использовали пасту из табачного порошка и лайма, чтобы уберечь беременных женщин от сглаза.
Принято считать, что индейцы Северной Америки курили трубки, в то время как майя предпочитали сигары, скрученные из цельных табачных листьев – сигареты же появились позже. Однако изображения на керамике свидетельствуют о том, что майя и ацтеки курили сигареты уже в классическую эпоху (325–925 гг н.э). Табак заворачивали в листья кукурузы или набивали им небольшие тростинки. И все же, именно сигары считаются одним из символов Кубы.
Курящая Европа
После того, как в 1492 году табак привлек внимание членов экспедиции Колумба, он постепенно завоевал Европу. В Англию табак впервые завезли в 1560-х гг, и уже через три десятилетия он покорил англичан. Однако дело не столько в зависимости (курение ради развлечения порицалось), сколько в отношении официальной медицины к курению. Употребление табака преподносилось как процедура, полезная для здоровья. Сторонники популярной в то время гуморальной теории утверждали, что в организме присутствует четыре разных "сока" (кровь, мокрота, черная и желтая желчь), которые соответствуют четырем качествам (теплый, сухой, горячий и влажный) и которые необходимо поддерживать в определенном соотношении. Считалось, что табак делает тело более "сухим и горячим" и тем самым изгоняет болезни. Кроме того, популярности табака способствовала идея о целебной силе испарений, занимавшая умы медиков на протяжении веков: еще Гиппократ, на которого ссылались врачи эпохи Возрождения, предлагал для лечения истерии у женщины окуривать дымом область около ее гениталий, а испанский медик Монардес упоминал о лечебных свойствах дыма янтаря.
Однако экзотическое происхождение табака и восторженные дифирамбы врачей вызывали у многих людей справедливые опасения относительно побочных эффектов. Английские писатели-сатирики пародировали в своих произведениях неумеренных курильщиков, верящих, что табак – это панацея. Описания связанных с курением обрядов индейцев, во время которых жрецы входили в транс, пугали христиан. Со временем возобладало отношение к курению как к языческому обряду, а к табаку как к сатанинскому зелью, порабощающему христианские души. И все же, несмотря на страх, диковинный обычай завоевал Европу.
В викторианской Англии курение получило огромный размах. Некоторые торговые ассоциации и филантропические организации устраивали "курительные концерты". После мероприятий люди собирались в отдельных залах, ужинали, выпивали и курили. Табачные компании стремились создать "табачное братство: ливерпульская Cope Brothers выпустила серию открыток и плакатов с изображениями литераторов, художников и поэтов. На одном из плакатов викторианские знаменитости совершали паломничество к Святому Никотину. Употребление табака считалось символом мужественности: курение сигар было особым ритуалом в джентльменских клубах, люди победнее раскуривали глиняные трубки в трактирах и пивных.
Предмет торговли
В Персию табак попал в начале XVI века на кораблях португальских купцов. Несмотря на то, что местные условия позволяли выращивать табак, он долгое время оставался предметом торговли. Немецкий путешественник Олеарий отмечал, что иранцы всех социальных слоев курят везде – даже в мечетях. Примечательно, что курили и мужчины, и женщины. Персидские солдаты и путешественники брали в дорогу водяные трубки. Историки предполагают, что такое быстрое распространение табака связано с параллельным употреблением других стимулирующих веществ – кофе и гашиша. Богачи пользовались кальянами и трубками из золота и серебра, люди победнее – из дерева, кокосового ореха и тыквы, причем разбитые приспособления не выбрасывали, а пытались чинить. Курение водяной трубки считалось ритуалом, объединяющим людей, и символизировало радушие и гостеприимство. Однако оно было тесно связано с иерархией: если в доме находился высокопоставленный гость, то приносили только одну трубку, которую предлагали только ему. Прежде чем закурить, гость притворялся, что предлагает закурить всем присутствующим по очереди – соглашаться же на это не подобало. Иранские теологи обсуждали статус курения в контексте религии: ортодоксальные мусульмане отвергали табак, в то время как суфии курили сами и поддерживали этот ритуал. Некоторые шахи запрещали курение, однако распространение табака невозможно было остановить.
В Японии курение табака, также завезенного португальцами, стало частью чайной церемонии с подачи мастера Орибы Фурута. Есть гипотеза, что именно он сделал такие предметами как табако-бон (поднос для табака), кисэру (трубка), табако-ирэ (кисет) и кисэру-дзуцу (мешочек для трубки) непременными атрибутами чайной церемонии. Раньше всего трубка (кисэру) пришла в высшие слои общества: курение стало модным обычаем среди самураев, буддистских священников и богатых купцов. Поначалу курить вне чайной церемонии считалось грубым нарушением этикета, однако со временем люди начали носить мешочки с табаком на поясе.
В Китае табак начали культивировать сразу же, как только он туда попал. По свидетельствам чиновников того времени, крестьяне получали с одного му (1/15 гектара) табака столько же дохода, сколько с десяти му, засеянных пшеницей – дошло до того, что земледельцы начали выращивать больше табака, чем пшеницы. В многочисленных трактатах писали о лечебной пользе табака. В XVIII веке курение приобрело поэтический ореол. Поэт Хэ Цивэй писал:
Смеясь, я спросил: есть ли хоть один человек в мире,
Кто способен расстаться с табаком хотя бы на мгновенье?
Пусть табак не слишком приятен на вкус,
Я всегда жажду затянуться его дымом,
Ничто мне не дорого так, как он,
Ни уход гостя, зашедшего поболтать,
Ни грустные размышления в одиночестве,
Ни чайник с чаем, ни кувшин с вином.
Способы курения зависели от пола. Женщины стремились защититься от мужского начала "ян", которое, как считалось, олицетворял табачный дым, поэтому у трубок были длинные мундштуки: их длина могла равняться росту курильщицы, что доставляло массу неудобств. В XVIII веке женщины перешли на кальян. Когда появились первые фотоаппараты, особую популярность приобрели снимки курящих людей. Кадры с китайцами, курящими опиум, пользовались огромным спросом у европейцев.
В 1600 году французские купцы завезли табак на территорию Африки. До этого там была распространена практика курения гашиша, который завезли в Эфиопию в XIII веке народы, населявшие побережье Индийского океана – примерно тогда же на территории Африки были изобретены специальные курительные устройства. Табак долгое время импортировали: в частности, он занимал особое место в работорговле между Америкой, Европой и Африкой. Курение в Африке считалось коллективным ритуалом, подчеркивающим солидарность людей: передача трубки по кругу означала, что ни у кого из присутствующих нет злых намерений. В одиночестве курили редко. Многие народы Африки считают, что вдыхание табачного дыма помогает человеку приобщиться к миру духов. Местные мастера изготовляли причудливые, непохожие друг на друга трубки из листьев, прутьев, тыквы, земли, ракушек, обожженной глины, рогов и костей животных, расписывали их и украшали бусинами и ракушками. Такое разнообразие трубок говорит об их связи с различными верованиями и другими культурными контекстами: археологи находят трубки с изображением предков и духов, мужчин и женщин, и даже с фигурками европейских колонизаторов – последнее может как выражать стремление приобщиться к их экономической и политической власти, так и пародировать притязания европейцев.
Эпоха опиума
Многие представляют курильщиков опиума, однако большую часть истории этот наркотик не был связан с курением. Человечество знает опиум со времен неолита: обычно его ели или пили, растворив в воде – и лишь три века назад его начали курить. В VII веке торговля опиумом стала важной частью экономики арабского мира: венецианские купцы и крестоносцы ввозили его в Европу. Часто опиум выступал как замена табаку в периоды запретов (например, в Китае в XVII веке). Западная медицина приписывала опиуму лечебные свойства вплоть до XIX века.
Позднее употребление опиума стало элементом гедонистического и декадентского мировоззрения. В Европе и Америке в XIX веке были распространены опиумные притоны, которые становились излюбленным заведением моряков и чиновников, вернувшихся с Востока – там курение опиума из примитивного употребления наркотика превратилось в красивую церемонию. Долгое время в Европе был популярен морфий (алкалоид опия), однако введение подкожных инъекций проиграло изяществу курения опиума и стало считаться уделом приземленных людей. Особую популярность опиум приобрел во французских литературных кругах: писатели видели в нем источник вдохновения, способ побороть тоску и ностальгию. Кроме того, художников и писателей привлекала романтическая, "азиатская" эстетика курения, размывающая культурные различия. Опиум употребляли Пабло Пикассо, Гийом Апполинер и многие другие деятели искусства. В романе "Тайна Эдвина Друда" Чарльз Диккенс описал один из опиумных притонов Лондона – эти заведения стали одним из самых распространенных мотивов в европейской литературе того времени. Из-за опиума были развязаны две войны на территории Китая между западными державами, желающими получить выгоду от продажи наркотиков, и Империей Цин, где продажа опиума была запрещена.
Эпоха опиума завершилась с началом Первой мировой войны: гедонистическая эстетика курения не вязалась с тяготами военного времени. Французское правительство объявило опиум вне закона: катализатором стал случай, когда французский офицер-наркоман попытался выдать военные тайны немцам.
Курящая Россия
История курения в России началась при Иване Грозном: по одной из версий его завезли английские купцы, по другой — купцы и послы из Крымского ханства. При царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче табак в России считался «дьявольским зельем»: за его употребление или хранение полагались телесные наказания, а после пожара в Москве в 1634 году, причиной которого посчитали курение — смертная казнь.
Табак декриминализировал Петр I в 1697 году, вопреки протестам церковных деятелей. Курили в основном военные, моряки, городские жители и представители высших слоев общества: крестьяне не имели доступа к табаку. Особую популярность приобрел нюхательный табак. В XVIII в. в России начали выращивать свой табак (махорку), а в середине XIX в. начали производить папиросы. Количество табачных фабрик росло: в 1914 году возникла первая крупная российская табачная монополия. Во время Первой мировой войны табак вошел в состав солдатского и офицерского пайка. Быстрый переток населения в города после революции, увеличение численности армии и Великая отечественная война, а также модернизация табачных заводов способствовали широкому распространению курения. Во время Великой отечественной войны были доступны только папиросы.
Сигареты производились во многих советских городах. Все фабрики производили сигареты без фильтра по одним и тем же стандартам веса, диаметра и количества: "Беломорканал", "Прима" и "Памир". Существует миф, что диаметр советских папирос, в том числе «Беломорканал», был 7,62 мм – якобы для того, чтобы во время войны на тех же станках запустить выпуск патронов. Однако диаметр пули советских патронов 7,62×39 мм равен 7,85 мм, а остальные части патрона имеют совсем другие диаметры; кроме того, производство пуль не имеет ничего общего с производством сигарет.
В конце 1960-х –1970-х появились новые марки. Всем табачным изделиям в то время начали присваивать классы — сигареты "Орбита" были самыми дорогими и считались самыми качественными, а "Памир" были настолько крепкими и вонючими, что в народе их прозвали "термоядерными". В 1970-е начали появляться новые марки: так, в честь совместной космической миссии СССР и США выпустили сигареты "Союз–Аполлон". Появились сигареты отдельно для каждой профессиональной группы людей: музыкантам – «Мелодия», летчикам – «Полет», полярникам – «Север». Некоторые сигареты выпускали только по праздникам. Чем более твердой была сигаретная пачка, тем качественнее был табак. Названия марок и картинки на пачках, стали настоящей энциклопедией жизни страны.
В это же время сигареты начали ввозить из-за рубежа: это были польские, кубинские и северокорейские марки – правда, в большинстве они были низкого качества. Кубинские сигареты были уделом бедных романтиков и пользовались популярностью в богемных кругах. А вот болгарские "Стюардесса", "Ту-134" и "Шипка" считались сигаретами высокого класса. Те, кто хотел сэкономить, покупали развесной табак и делали самокрутки из газеты. Жители сел выращивали табачный "самосад".
Самыми популярными импортными сигаретами были Marlboro. Их производили по лицензии в Кишиневе. Пачки из-под них были предметом коллекционирования: часто они наклеивались или развешивались на стенках туалета. Непочатые пачки дефицитных сигарет также бережно хранились. Эти запасы пригодились во время табачного кризиса лета 1990 года, когда из продажи исчезло все "курево": сначала популярные болгарские сигареты, а затем и самые дешевые сорта. Сигареты можно было купить лишь у спекулянтов по завышенным на порядок ценам. Одну сигарету растягивали на несколько раз. Продавались окурки, в банках или на развес, включая табак из них. В некоторых регионах начинались табачные бунты. Этот кошмар курильщика закончился в ноябре, когда в продаже начали появляться зарубежные марки.
Борьба с курением
В XIX веке считалось, что табак обладает полезными свойствами. Было замечено, что табак снимает стресс, а курильщики реже заболевают туберкулезом. В 1880-х в связи с индустриализацией началось массовое производство сигарет. Американский изобретатель Джеймс Бонсак в 1883 году создал машину для скручивания сигарет. Британские юноши-рабочие демонстративно закуривали дешевые сигареты Woodbines на улице – это был своеобразный обряд инициации, доказательство того, что они уже не мальчики, а мужчины.
В британском журнале Lancet врачи высказывали беспокойство относительно возможной связи между курением и заболеваниями желудка, параличом, истерией, рахитом и другими болезнями, однако они не настаивали на запрете курения, а лишь призывали к его ограничению. Начали появляться трубки с фильтром. Фабрики присылали в журнал образцы сигарет, чтобы получить одобрение медиков. Существовали и антитабачные организации (Антитабачный союз, Британское антитабачное общество, французское Общество противников злоупотребления табаком), однако врачи утверждали, что они преувеличивали вред курения. В Англии разворачивались кампании против подросткового курения: привычку связывали со взрослыми пороками, такими как хулиганство, азартные игры и нецензурная брань.
В связи с массовым производством сигарет, изобретением новых технологий и расцветом рекламы увеличилось число курильщиков и употребляемых сигарет. В США потребление сигарет на душу населения в год выросло с 49 в 1900 году до 4318 в 1965 году. Это вызывало беспокойство у врачей и общественных деятелей. В нацистской Германии развернулась обширная антитабачная кампания в контексте борьбы за чистую и здоровую нацию. Немецкие врачи в 1939 году установили связь между курением и раком легких. Началась активная пропаганда здорового образа жизни в школах, появился запрет на курение в общественных местах, а Адольф Гитлер лично выступал против употребления табака. В 1950 году Ричард Долл и Остин Брэдфорд Хилл опубликовали статью, которая также доказывала связь между курением и развитием рака, в Британском медицинском журнале. Схожие результаты получили американские ученые. Однако правительства не спешили контролировать табачную отрасль: ведь она приносила колоссальные доходы.
В 1970-х, когда вред курения был окончательно доказан, на табачные компании США градом посыпались иски с обвинениями в том, что они продолжали продавать вредную продукцию, зная о возможных рисках. В разных странах начали появляться запреты на рекламу сигарет, курение в общественных местах и предупредительные надписи на пачках, ведется пропаганда здорового образа жизни. В СССР в 1980 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по усилению борьбы с курением», в котором повышался возрастной ценз (с 14 до 16 лет) и расширялась пропаганда здорового образа жизни. Табачные киоски было запрещено размещать рядом со школами, техникумами и университетами, а на производствах устраивались "курилки". В то же время власти приняли меры по улучшению качества табака.
Несмотря на стигматизацию курильщиков и предупреждения врачей, многие люди все равно не хотят расставаться с сигаретой. Исследователи связывают это как с социальными различиями (люди из более бедных слоев общества курят чаще), так и с имиджевой стороной: курение по-прежнему ассоциируется с романтикой, свободой и индивидуализмом.
Комментарии