Раньше было лучше (нет). Как память скрашивает наше существование

Что вы помните про свое детство: вкусное мороженое, улыбки родителей, первые шаги? К сожалению, часть из этих событий в реальности были не такими красочными, как вы себе это представляете – или и вовсе не происходили с вами. Наша психика намеренно создает красочные иллюзии, которые помогают нам жить. Как и зачем она это делает – в подборке «Футуриста»

Ретроспективное искажение

«Я так и знал!» – восклицаем мы, когда случается что-то очень хорошее или, напротив, досадное. «Ну почему я выбрал неправильный ответ, я же знал, что здесь должен был быть пункт Б!» – убивается студент, заваливший очередной экзамен. «Ну конечно, она должна была его убить! Я еще в начале фильма это понял», – хвастается своей спутнице молодой человек у кинотеатра. На самом деле, никто не знал, как будет. Зритель не мог предугадать развязки с первых кадров, а студент просто не выучил билет. Люди склонны воспринимать исход событий, который им уже известен, как изначально предсказуемый – хотя информации для этого было явно недостаточно. Это называется ретроспективным искажением или ошибкой хайндсайта.

Это когнитивное искажение, по мнению психолога Хартмута Бланка и его коллег, проявляется в трех эффектах: эффекте неизбежности, эффекте предсказуемости и искажении памяти. В первом случае, узнав о развязке событий, мы начинаем считать ее неизбежной или наиболее вероятной. Если, к примеру, тот, кто вам нравится, не ответил вам взаимностью, вы начинаете думать, что такой совершенный во всех отношениях человек никогда бы не обратил внимания на вас. Такое явление называется «пресмыкающимся детерминизмом» (Б.Фишхофф). Эффект предсказуемости – это то, что случилось со студентом и молодым человеком у кинотеатра: они узнали развязку и уверились в том, что они были способны ее предугадать (ведь это же было так очевидно!) А третий феномен связан с нашей способностью к обновлению знаний: когда мы узнаем новую информацию, все, что мы помним о конкретном предмете или явлении, начинает подстраиваться под нее.

Все три феномена удовлетворяют конкретные потребности человека, считает Хармут Бланк. Эффект неизбежности создает иллюзию контроля и помогает нам справиться с разочарованием, если что-то пошло не так. Эффект предсказуемости помогает нам самоутверждаться. А без искажений памяти мы бы просто не смогли использовать новую информацию.

Детская амнезия

Вы помните, что с вами было сразу после того, как вы появились на свет? А свои первые шаги и первые слова? Вряд ли. Неспособность взрослых людей вспомнить, что происходило с ними в первые годы их жизни, называется детской или инфантильной амнезией. Впервые об этом феномене написала психолог Кэролайн Майлз в статье «Изучение индивидуальной психологии», опубликованной в 1893 году Американским журналом психологии. В разных культурах возраст первых воспоминаний различается. У взрослых могут появляться ложные воспоминания о том, что происходило с ними до 2,5 лет. Обычно люди не могут отличить свои собственные воспоминания от сведений о событиях раннего детства, которые им сообщили близкие.

Никто пока точно не знает, в чем причина глобального провала в памяти, есть только предположения. В 1910 году Зигмунд Фрейд предложил одно из самых известных и противоречивых описаний и объяснений детской амнезии. Используя психоаналитическую теорию, он утверждал, что инфантильная амнезия тесным образом связана с сексуальностью раннего периода развития личности и несёт высокую психоэмоциональную нагрузку. Из-за этого первичный сексуальный опыт вытесняется в глубины бессознательного, и люди почти никогда не осознают его полностью. Таким образом, амнезия – это защитный механизм психики. Часть ученых разделяет эту точку зрения Фрейда, правда, не в контексте психоаналитической теории. Некоторые полагают, что у взрослых, переживших в детстве травматический опыт, первые воспоминания относятся к 5-7 годам – это позже средней границы в 4 года.

На самом деле, дети помнят гораздо больше, чем взрослые. У них большая емкость памяти: младенцы могут помнить последовательность действий и необходимые для них объекты. Воспоминания детей на 50% соответствуют событиям, которые произошли до двух лет, тогда как взрослые не помнят почти ничего до этого возраста. Дети даже могут воспроизводить свои воспоминания невербально до того, как они овладеют речью. Есть данные, что дети 6-9 лет, как правило, имеют устно доступные воспоминания с самого раннего детства. Это не согласуется с теорией, что память напрямую связана с языком, и дети помнят только то, что они способны описать словесно. Также есть версии, что причиной амнезии являются различия в эмоциях младенцев и взрослых, недостаточная зрелость отвечающих за память мозговых структур у детей, постепенная замена старых нейронных связей новыми и незавершенность процесса осознания «себя» как личности у младенцев.

«Старые добрые времена» или розовая ретроспекция

​Элтон Джон в Москве, 1979 год

«Раньше трава была зеленее, мороженое – вкуснее, а в детском садике был тихий час и красивая воспитательница» – знакомо? На самом деле, трава и мороженое были самыми обыкновенными, во время тихого часа вас не могли загнать в кровать, а воспитательница постоянно кричала на детей, поэтому оценить черты ее лица было весьма затруднительно. Склонность людей судить о прошлом непропорционально более позитивно, чем о настоящем, психологи называют розовой ретроспекцией.

Розовая ретроспекция тесно связана с ностальгией. Разница в том, что ностальгия – это тоска по событиям прошлого, какими бы они ни были, положительными или отрицательными, в то время как розовая ретроспекция – это когнитивное искажение, изменяющее взгляд человека на реальность. Теренс Митчелл и Ли Томпсон предполагают, что «память о прошедшем счастье» (от лат. memoria praeteritorum bonorum) может служить для повышения самооценки и общего чувства благополучия.

Также предполагается, что упрощение и гиперболизация воспоминаний, которые происходят при розовой ретроспекции, облегчают мозгу хранение долговременных воспоминаний. Похожим образом работают алгоритмы сжатия данных в компьютере.

Иллюзия конца истории

Если вы склонны к рефлексии, наверняка вы иногда задумываетесь, как же сильно изменились вы, ваши привычки и ваши пристрастия. Часто при этом предполагается, что вы достигли конечной точки в своем личностном развитии, и дальнейшие изменения будут незначительными. Это иллюзия.

Иллюзия конца истории основана на том, что на любом этапе развития индивидуум может наблюдать относительно низкий уровень зрелости на предыдущих этапах. Это явление затрагивает как подростков, так и людей среднего возраста и пожилых людей. В целом люди склонны видеть значительные изменения в ретроспективе, но не могут предсказать, что эти изменения будут продолжаться. Например, человек в 20 лет не способен предсказать радикальные изменения в своей жизни в ближайшие десять лет – по сравнению с воспоминаниями 30-летнего о прошедшем десятилетии, его предположения будут довольно скупыми. Эти результаты не зависят ни от возраста, ни от черт личности, таких как открытость новому опыту, экстраверсия, конформность и т.д.

Точные причины этого эффекта не изучались, но исследователи полагают, что это происходит из-за свойственного человеку страха перед изменениями, а также из-за восприятия времени: человек способен оценивать лишь те события, которые уже с ним произошли.

Комментарии