История русских персонажей в видеоиграх. Две Водки, Император Сталин и японские файтинги

Образ русских в современной массовой культуре дело весьма деликатное. Это тонкая грань, по одну сторону которой у вас ищет «кокаинум» Шварцнеггер, по другую Том Круз взрывает Кремль, а вокруг летают подводные лодки, ушанки и мафия. И вот где-то посреди всей этой клюквы реальные мы смотрим ее на экранах кинотеатров или читаем на страницах книг. Но есть еще одна часть массовой культуры – видеоигры. В них простой, с начала советский, а потом русский мужик уже больше двадцати лет развязывает войны, торгует ядерным оружием, танцует с Горбачевым и побеждает Третий рейх. О том, как наши товарищи появлялись в виртуальном пространстве и куда они идут – в материале «Футуриста».

Часть 1: 80-е – начало 90-х

Первый виртуальный комрад

На дворе начало восьмидесятых, вокруг Холодная война, Рональд Рейган обещает оставить марксизм-ленинизм на свалке истории, а «Перестройка» еще только намечается. Как раз в этом время русские персонажи и появляются на экранах различных игровых платформ. Первым из них стал Сода Попински из видеоигры 1984 года «Super Punch-Out!!», выпущенной компанией Nintendo для платформ Commodore, Amstrad CPC, NES. Тогда его еще звали Водка Дранкенски, однако в последующих изданиях разработчикам пришлось поменять имя из-за обвинений в расизме и грубом использовании стереотипов.

Согласно легенде, Сода Попински живет в Советском Союзе (позже место проживания поменяли на Россию) и является профессиональным боксером. Накаченный, лысый и усатый, с яростью в глазах, одетый в красный боксерский костюм – именно такой образ создал японский иллюстратор и художник Макото Вада, автор данного персонажа. Сода Попински обладает суровым характером и является большим поклонником соды (именно этим напитком была заменена водка в цензурированной версии), он постоянно упоминает ее в своих фразах и пьет между боями. Персонаж невосприимчив к холоду, метелям и злоупотреблению содой. Иногда он начинает пить прямо посередине игры, и если игрок прервет это действие, Попински начинает злиться. Сода быстро понравился фанатам серии «Punch Out!!», которые желали видеть его в каждой новой версии игры, однако журналисты осудили подобные образы. Так молодежный журнал Complex поместил Соду Попински на 18-е место среди ста самых раздражающих персонажей видеоигр, назвав его «богомерзким сборником расовых стереотипов».


В перерывах между боями Сода восстанавливает силы своим любимым напитком

Редакторы американского сайта о компьютерных играх 1UP.com поместили «Punch Out!!» на четвертое место в списке пяти самых расистских видеоигр по большей части именно из-за образа Соды Попински. По их мнению, подобный персонаж это грубое использование стереотипа о мужланском поведении советских мужчин.

Игорь, Император Сталин и ядерная война

В 1988 году на экраны мониторов вышла бабушка всей игровой постапокалиптики – игра Wasteland. Примечательна она тем, что согласно сюжету игры США превратились в радиоактивную пустошь в результате ядерной войны с СССР. Так было положено начало историям о том, как русские в играх либо что-то уничтожают, либо что-то захватывают.


Радиоактивная пустошь образца 1988 года

В 1989 году выходит файтинг Human Killig Machine для платформ Commodore, Atari и Amstrad. В роли персонажа по имени Kwon игрок продвигается от уровня к уровню, на каждом из которых его ждет уникальный противник. И самым первым из них станет советский солдат по имени Игорь, с которым нужно сразиться напротив Собора Василия Блаженного. Согласно уставу, Игорь ходит в тулупе и с винтовкой, но почему-то не стреляет из нее, используя в ближнем бою. После победы над солдатом его место займет сторожевой пес по имени Щепски, и только одолев его можно пройти уровень.

1991 год отметился тем, что СССР эффектно закончил «Перестройку» распавшись на разные страны, США устроили «Бурю в пустыне», а Сид Мейер выпустил первую часть легендарной серии Civilization. Одной из доступных для игры цивилизаций стали русские под руководством Иосифа Сталина. Особенно запоминается экран приветствия, где есть сам Сталин, монголы и восьмибитная версия «Эх, ухнем». Лучше один раз увидеть.

Zangief wins! HOROSHO!

Одним из наиболее узнаваемых и, пожалуй, самых известных русских персонажей в истории компьютерных игр, является боец из серии игр Street Fighter по имени Зангиев или «Красный циклон». Впервые на экране мониторов он появился в 1991 году в игре Street Fighter II. Изначально Зангиева должны были звать Водка Горбальски. Предполагалось, что он будет иметь наибольшую силу и наименьшую подвижность среди других героев игры, а так же татуировку в виде якоря и тельняшку. Однако в окончательной версии игры он получил свое настоящее имя, которое разработчики дали ему в честь осетинского бойца Виктора Зангиева, и от него же он получил псевдоним «Красный Циклон».

Персонаж стал инновационным в жанре файтинга благодаря его стилю борьбы, который строился вокруг различных бросков и захватов, и не присутствовал в играх такого жанра до этого. В итоге, подобная боевая техника стала называться грэпплингом, а персонажи, обычно сильные, но в тоже время медленные, использующие мощные захваты, – грэпплерами.​

Созданный Акирой Ясудой, Зангиев выглядит как огромный мужчина с мощной, несколько гипертафированной мускулатурой, обильной растительностью на лице и теле и прической стиля «могавк». Внешне персонаж выглядит довольно грозно, учитывая его боевую стойку, напоминающую медведя и яростный взгляд. Однако интересна сама история персонажа, которая выглядит несколько сложнее, но не менее карикатурно, чем у того же Соды Попински. Согласно сюжету игру, Зангиев – национальный герой СССР (России), который искренне любит свою страну, дерется на различных турнирах не за деньги, а за Родину и хочет показать всему миру русскую душу. Одним из лучших друзей Зангиева является политический лидер Советского Союза товарищ Горбачев, вместе они танцуют между боями.


8-битный Горбачев танцует. Na Zdorovje!

Чтобы повысить уровень своего боевого искусства, боец регулярно отправляется в сибирские леса для того, чтобы сражаться с медведями, из-за этого его тело покрыто многочисленными шрамами. Зангиев крайне нетерпим по отношению к коррупции, с которой он борется в перерывах между боями. Кроме того он безразличен к деньгам. Когда крупная промоутерская компания предлагает ему крупную сумму, он отказывается, мотивируя это тем, что главное для него – престиж Родины.

Зангиев до сих пор один из самых популярных персонажей серии Street Fighter, его лицо можно часто встретить на обложках игры. Кроме того, он стал любимцем не только игроков, но и редакторов различных изданий. Так портал IGN поместил его на 13 место в своем списке 25 самых лучших персонажей Street Fighter. Портал GameDaily назвал Зангиева самым русским персонажем в истории компьютерных игр. А по мнению авторов журнала Complex – Зангиев «самый крутой русский в компьютерных играх».

1991 – 1994: Медведь самбист и русские наемники

Русские персонажи и в дальнейшем появлялись в различных файтингах, начиная от всемирно известных игровых серий и заканчивая относительно небольшими проектами. Тут можно упомянуть наиболее колоритных из них. Например, персонаж игры 1994 года Brutal: Paws of Fury Медведь Иван. По сюжету он бывший военный, служивший в десантных войсках, в которых освоил навыки рукопашного боя, и стал самым сильным бойцом в мире.

Или Атомный Бегун Чернов из игры Fighters History: Mizoguchi Kiki Ippatsu!! 1993 года. Согласно легенде он был обычным шахтером, пока не попал под выброс радиации из ЧАЭС. С тех пор Чернов стал самым быстрым человеком в мире и противостоял различным злодеям. Также стоит упомянуть одного из долгожителей серии игр Tekken, доктора Джеппетто Босконовича. Будучи настоящим гением, он собрал в 12 лет свою первую баллистическую ракету, затем стал одним из ведущих ученых в СССР, занимался клонированием и созданием киборгов. Свободное время он проводил за игрой в шахматы и распитием водки.


Обычный ученый. Создал русского киборга Джека, клонировал дочь, много пил

Заканчивается история первых русских персонажей в компьютерных играх переходом от советского комрада, к русским товарищам, которые уже живут при капитализме и почти не самые плохие ребята. Показательной здесь будет тактическая ролевая игра Jagged Alliance 1994 года, в которой появляются сразу два русских наемника по фамилии Долвич. Иван и его племянник Игорь. Согласно описанию персонажа, Иван Долвич когда-то был командиром красной армии, но в один момент перестал убивать за Ленина и решил умирать за Линкольна. Охваченный манией денег, Иван готов убить любого, кто встанет на его пути и считается наиболее кровавожадным наемником. Однако при каждом предложении вступить в команду игрока, он называет его проклятым капиталистом.

В противовес ему находится его племянник Игорь. Человек романтичный, пытающийся соответствовать идеалам воинской доблести былых времен. Однако у него это плохо получается, особенно после войны в Чечне. Игорь начал много пить и работать со своим дядей наемником. Одна из фишек игры – взаимоотношение персонажей. Например, согласно механике, польский наемник Роберт Гонтарски не может находиться с Иваном Долвичем в одном отряде по причине ненависти к последнему. В этих двух ребятах разработчики смогли уместить все и сразу: дух времени (война в Чечне и наемничество бывших военных), стереотипы (куда же без ушанки) и даже некую неприязнь между поляками и русскими.

Комментарии