Не работает на 100% и не развивается с детства. 5 мифов о мозге

Есть доминирующее полушарие мозга? Используем ли мы весь наш мозг? Можем ли мы тренировать свой мозг, чтобы быть умнее? Зависит ли наша способность к обучению только от генетического наследства?

Ученый Фрайд Флобакк-Ситтер из Департамента образования и обучения на протяжении всей жизни изучала мозг и недавно опубликовала книгу «Педагогика и мозг», в которой рассмотрела распространенные заблуждения относительно одного из самых важных органов в нашем теле. Мы публикуем восемь самых распространенных мифов о человеческом мозге по версии Gemini Research News.

Миф №1. Мы используем очень малую часть мозга

По словам Флобакк-Ситтер, идея о том, что мы используем только 10-20 процентов мозга, является классическим мифом. «Несколько заманчиво думать, что у нас большой и неиспользованный мозговой потенциал, который может сделать нас еще умнее. Но это неправильно. Мы используем весь наш мозг», – говорит исследовательница.

Мозг для своей работы требует большое количество энергии, а его размеры ограничены объемом черепа, поэтому он просто вынужден использовать весь потенциал. Неужели вы, имея огромное количество вещей и маленькую комнатку, оставили бы ее пустой на 80-90 процентов?

Миф №2. Мозг развивается только в первые годы жизни

Обычно считается, что мозг сильно меняется в течение первого года жизни ребенка, но в какой-то момент развитие останавливается. Недавние исследования опровергают этот тезис. Мозг пластичен и изменчив на протяжении всей нашей жизни.

«Наши нервные связи и структуры могут меняться на протяжении всей жизни, – говорит Флобакк-Ситтер. – В младенчестве у нас гораздо больше связей в мозге, потому что мы рождены с большим количеством синапсов. В течение первых лет жизни число этих нервных связей резко сокращается».

Она объясняет, что мозг специально изначально повысил число нервных связей, подготовившись тем самым к неблагоприятным условиям среды. Но в течение жизни те связи, которые не использовались, просто становились слабее и исчезали. Например, будучи маленькими детьми, мы можем различать звуки на всех языках, но если мы не сталкиваемся с ними в нашей собственной среде, то постепенно теряем способность их воспринимать. Вот почему пожилые японцы не могут различить звуки r и l, тогда как японские дети могут услышать разницу.

«Многие люди думают, что это что-то негативное и мы должны поддерживать эти нейронные связи. Но это миф, – утверждает исследователь и сравнивает мозг с компьютером. – Если у нас есть все программы на компьютере, он будет работать медленнее. Мозг использовал бы много энергии без необходимости, если бы поддерживал множество неиспользуемых сетей».

Миф №3. Если вы потеряете нейронную связь, она никогда не восстановится

Это неправда, что вы не можете восстановить нервный путь, который был поврежден. Деактивированные нервные связи могут быть восстановлены и развиваться дальше. Другими словами, у нас есть много возможностей узнать что-то новое, даже когда мы стареем.

«Только очень немногие соединения не могут быть восстановлены», – говорит Флобакк-Ситтер.

Миф №4. Умственные способности зависят о генетики

Одно из распространенных предположений – считать, что наши умственные способности и способности к обучению определяются только нашей генетикой. Согласно этому мифу, наши гены определяют, насколько мы умны или глупы. Это тоже в корне неверно.

«Наследство и окружающая среда оказывают большое влияние на способность к обучению. Мы наследуем некоторые вещи от наших родителей, к которым мы предрасположены, но окружающая среда играет более важную роль. Это, например, показывает исследование, проведенное среди таксистов в Лондоне, которое показало, что опыт навигации по улицам города привел к структурным изменениям в части мозга водителя, которая связана с пространственной памятью и ориентацией», – поясняет Флобакк-Ситтер.

То, как мы взаимодействуем с окружающей средой, играет важную роль в развитии нашего мозга. Гены вносят свой вклад, формируя основу, например, для того, чтобы нервные клетки взаимодействовали друг с другом. Но они не определяют, кто мы и кем будем.

Миф №5. Правое полушарие отвечает за творчество, а левое – за рациональность

Идея, лежащая в основе этого предположения, заключается в том, что либо правое, либо левое полушарие нашего мозга может доминировать, и это определяет ключевые характеристики нас как людей. Левое полушарие часто ассоциируется с логикой, мышлением, языком и другими академическими навыками. Правое полушарие связано с творчеством, эмоциями, воображением и художественными качествами.

«Это классический и относительно живучий мозговой миф, – говорит ученый и уточняет. – Хотя наш мозг можно анатомически разделить на левое и правое полушарие, и хотя они несколько разделены по функциям, мы не можем говорить о правом или левом доминировании у здоровых людей. Некоторые когнитивные задачи могут, конечно, активировать одну половину мозга больше, чем другую, но нет никаких оснований предполагать, что люди настолько различны с точки зрения того, какая сторона мозга у них доминирует в различных учебных процессах».

А значит, идея о том, что левши более креативны, а правши склонны к техническим и математическим дисциплинам, тоже неверна.


Читайте еще: Новое исследование: женский мозг моложе, чем мужской


Источник: Gemini Research News.

Источник: Футурист.ру
Фото: Shutterstock

Комментарии