А теперь о погоде на Титане. Ученые нашли интересное явление

Ученые все-таки нашли признаки изменения погоды на спутнике Сатурна, Титане. Блестящее пятно на его северном полюсе говорит о том, что там начались сезонные штормы: на северном полушарии наступило лето.

Астрономы ждали этого с тех пор, как летательный аппарат «Кассини» (автоматическая межпланетная станция) достиг Сатурна для изучения его спутников и колец в 2004 году. Когда зонд достиг планеты, на южном полушарии было лето, и ученые с нетерпением следили за признаками сезонных изменений, ведь Титан имеет климатические сходства с Землей (несмотря на все другие различия). Один день на Титане составляет 15,9 земных дня, а год – 29,5 земных лет. Осевой наклон Титана – около 27 градусов по сравнению с наклоном Земли 23,5. Таким образом, сезон на Титане длится в среднем примерно 7,5 земных лет (хотя они различаются из-за орбитального эксцентриситета Сатурна, делая северное лето и южную зиму длиннее).

Ученые все это время ожидали увидеть дожди на севере спутника, но они все никак не наступали. «Мы все ждали возможности увидеть облака и дожди на северном полюсе Титана, но, несмотря на предсказания климатических моделей, мы даже не видели облаков», – сказал физик Раджани Дингра из университета Айдахо.

Внимательно изучив результаты работы «Кассини», команда наконец-то нашла то, что искала. Признаки дождя были обнаружены на снимке, снятом 7 июня 2016 года. Фотография предоставлена ​​космическим аппаратом для визуального и инфракрасного спектрометрического картографирования (VIMS), который может «видеть» сквозь толстый туман атмосферы Титана.

Площадь в 120 000 квадратных километров выглядела странно блестящей. Подобное не появлялось ни на предыдущих, ни на последующих изображениях. «Исходя из общей яркости, спектральных характеристик и геологического контекста, мы приписываем этот блеск отражениям от мокрой от дождя твердой поверхности, как от освещенного солнцем мокрого тротуара» – пишут исследователи в своей статье.

Согласно анализу, подобное явление является результатом выпадения метана на шероховатую, похожую на гальку поверхность, за которой, вероятно, последует период испарения. Это первое свидетельство летнего дождя в северном полушарии Титана.

Этот дождь был предсказан, но ученые ожидали увидеть его в начале сезона, основываясь на теоретических моделях, особенно с учетом того, что в северном полушарии находится большинство озер и океанов. Отсутствующие осадки были чем-то вроде загадки. Теперь, когда они обнаружены, исследователи Титана получили еще один фрагмент данных, чтобы понимать, как устроен климат спутника. Но почему дожди наступили так поздно – до сих пор загадка.

Читать еще: Реклама будет еще и на небе. Подробности странного стартапа из России