Немецкие ученые развенчали знаменитый миф о взгляде Моны Лизы
«Эффект Моны Лизы» – многовековая оптическая иллюзия, основанная на сложном взаимодействии света и тени, которое сдвигает нашу перспективу взгляда субъекта. Поскольку полотна плоские, глубина картины не может измениться, но может создаться впечатление, что это происходит.
«Эффект Моны Лизы» создает ощущение будто глаза человека на портрете следят за зрителем. Но по иронии судьбы он отсутствует во всемирно известной картине Леонардо да Винчи. К этому выводу пришли немецкие ученые из университета Билфельда.
«Люди очень хорошо понимают, когда на них смотрят другие. Психология восприятия продемонстрировала это еще в 1960-х годах », – сказал один из исследователей Герно Хорстманн.
Ученые говорят, что эффект появляется, когда объект фотографии или картины смотрит прямо на зрителя. Команда показала 24 добровольцам часть лица Моны Лизы на экране компьютера и попросила их измерить воспринимаемый взгляд картины. Чтобы проверить, влияют ли другие особенности картины на то, как ее взгляд воспринимается наблюдателем, исследователи меняли масштаб изображения, включая в него только глаза женщины и нос или всю голову.
Ученые обнаружили, что фигура на картине на самом деле не смотрела прямо вперед – как это требовалось бы для эффекта Моны Лизы – а скорее в правую сторону, под скромным углом 15,4 градуса.
«Сам эффект неоспорим и очевиден. Но с Моной Лизой из всех картин мы не получили этого впечатления», – говорит один из исследователей, психолог Себастьян Лон.
Ученые изложили свои результаты недвусмысленно: «Из измерений мы заключаем, что отсутствие доказательств связано с объективным ложным утверждением – Мона Лиза не смотрит на зрителя».
Предыдущие исследования этого явления показали, что угол обзора менее 5 градусов необходим, чтобы поддерживать иллюзию того, что за нами наблюдает кто-то на картине или фотографии. Неважно, где стоит зритель, но имеет значение, куда смотрит объект изображения.
Рембрант (Автопортрет в бархатном берете, 1634). Также известна как картина, которая смотрит на зрителя
Эта работа – не только решение одной из самых древних оптических иллюзий в мире искусства. Одной из областей, где исследование может быть полезным, является разработка компьютерных симуляций или видеоигр. Виртуальные аватары могут использовать то, что мы знаем о взгляде и его удерживании, чтобы взаимодействовать с игроком и делать тонкие подсказки, как это делал бы человек.
Читайте еще: Магия из «Гарри Поттера» в реальности. Технология «оживляет» людей на картинах
Источник: Sciencealert
Комментарии