Членовредительство, поджоги и странное поведение: зачем художники-акционисты это делают

Художник-акционист Петр Павленский поджег здание Банка Франции и сфотографировался перед ним. Многие акции и перфомансы вызывают непонимание в обществе и считаются новомодным веянием, носящим политический характер. Однако акционизм - направление, имеющее богатую и разнообразную историю. Как развивалось искусство действия и откуда корни современных перфомансов - в материале «Футуриста»

Что такое акционизм?

По сути, это совершение художником или его группой осмысленных действий в контексте изобразительного искусства. Акционизм возник в середине XX века в Европе. В то время доминировало стремление стереть границу между искусством и действительностью. Новый способ художественного выражения, совершение поступков, выражает одну из основных идей модернизма – ориентацию на процесс создания художественного произведения, а не на его результат.

Порядок действий может быть как тщательно спланированным, так и случайным, как с участием аудитории, так и вовсе без нее. Они могут происходить где угодно и иметь любую продолжительность. Такая размытость рамок провоцирует споры о том, является то или иное действие человека искусством. Отсюда споры о художественном смысле акций Петра Павленского. По сути, акционизмом можно считать поджоги церквей участниками «Черного круга» – норвежского объединения блэк-металлистов (в их числе Варг Викирнес под псевдонимом Burzum).

Диоген: жизнь как представление

Жан-Леон Жером «Диоген», 1860

Родоначальниками искусства действия можно считать киников (от древнегреч. «собака») – древнегреческую философскую школу. Основатель кинизма, один из учеников Сократа Антисфен Афинский считал, что наилучшая жизнь заключается в избавлении от условности и искусственности. Его последователи отвергали ценность денег, славы, власти и репутации и опровергали законы, обычаи и общественные соглашения, которые люди считали само собой разумеющимися. Киники полагали, что человек должен вернуться к животному, «собачьему» поведению как наиболее естественному способу существования и удовлетворять лишь физиологические потребности.

Оборванные, голодные, обросшие киники жили в примитивных жилищах и заброшенных домах, переходили из города в город и проповедовали. Самым известным киником был Диоген, который привлекал внимание к своим идеям столь изощренными способами, что разобраться, где анекдот, а где реальные факты из его биографии очень сложно. Философ жил в пифосе – кувшине для хранения продуктов, носил короткий плащ, накинутый прямо на голое тело, и принимал пищу прямо на площади, что считалось в то время неприличным, а также публично мастурбировал. Он бродил по улицам с фонарем среди бела дня и на удивленные вопросы прохожих отвечал: «Ищу Человека». На лекции Анаксимена Лампсакского Диоген поднял соленую рыбу, на которую вскоре обратили внимание все присутствующие. Когда Анаксимен упрекнул Диогена в срыве лекции, тот заявил в ответ, что его лекция ничего не стоит – ведь слушателей оказалось так легко отвлечь. Такое поведение выглядело для греческого общества возмутительной, провокационной акцией.

Образ Диогена использовал Олег Кулик во время своей «Собакиады» (1990-е гг)

Хеппенинг и абсурдность жизни

Акционизм начал зарождаться в начале XX века: отдельные акции проводились представителями дадаизма и сюрреализма. Однако искусство действия в современном понимании зародилось благодаря Аллану Капроу, американскому художнику и теоретик искусства. Он написал работу «Ассамбляж, энвайронменты и хеппенинги», в которой размышлял об использовании пространства и движения в искусстве. Капроу был впечатлен, как экспрессионист Джеймс Поллок использует в своих работах, создающихся прямо на глазах зрителя, различные выразительные жесты: разбрызгивание краски, энергичные движения вокруг холста, напоминающие танец. Он предложил идею хэппенинга: художественного произведения, заполняющего собой различные объемы пространства – от комнаты до земного шара. Основной идеей Капроу было вовлечение аудитории в действие, задуманное художником. Получалось нечто вроде театра без сценической площадки.

Хэппенинг «Флюиды» Аллана Капроу, 1963 год

Капроу воплотил свои идеи в абсурдистском представлении «18 хеп­пенингов в шести частях» (1959 год). Он разделил пространство галереи на три части при помощи пластиковых перегородок. В этих комнатках люди по сценарию выполняли различные действия: девушка раздавала апельсины, музыканты играли на игрушечных инструментах, художник зажигал спички и бросал их на пол, кто-то выкрикивал лозунги или просто сидел на стуле. Посетители хеппенинга попадали только в одну комнатку и не могли видеть, что происходит в соседних. Никто из зрителей не мог включить­ся во все восемнадцать действий. Это представление демонстрировало абсурдность течения жизни, ее вольный поток.

Другой идеей Капроу были энвайронменты. В понимании Капроу окружающая среда должна была слиться с объектами искусства, стать неотличимой от них, и таким образом стиралась грань между искусством и жизнью. И произведением искусства становилось определенным образом организованное пространство, в котором люди выполняли определенные действия. Например, выставка произведений искусства представляет собой особую среду, в которую вовлечены люди, так или иначе участвующие в ее жизни и выполняющие сценарий ее организатора: кто-то молча рассматривает картины, кто-то оживленно обсуждает их, кто-то переходит от произведения к произведению.

В чем разница между хеппенингом и энвайронментом? Их часто трудно друг от друга отличить, но формальные признаки следующие. В хеппенинге происходит активное вовлечение зрителя, в то время, как в случае энвайронмента зритель может попасть в арт-пространство незаметно для себя и так и не осознать, что это искусство. Энвайронментом может стать парк, в котором скульптуры сидят на скамейках наравне с посетителями.

Перфоманс: политическое и эстетическое

Многие современные перфомансы берут начало из венского акционизма. Это радикальное движение зародилось в 1960-е годы. Деятельность художественной группировки, в которую входили Гюнтер Брус, Отто Мюль, Герман Нич, Рудольф Шварцкоглер и Петер Вайбель, была связана с памятью о Второй мировой войне и являлась реакцией на политические реалии в Австрии. Их акции носили часто насильственный характер: художники наносили себе увечья, проводили ритуалы с использованием жертвенных животных и религиозной символики. Герман Нич в позе распятого погружал руки во внутренности убитых животных, а его ассистенты пили их кровь. Гюнтер Брус мастурбировал под австрийским флагом, распевая гимн (позже эту акцию повторит московский Александр Бренер, который делал это на вышке на месте разобранного бассейна «Москва) и попал за это в тюрьму. Шварцкоглер выпал из окна - многие считали, что он повторял "Прыжок в пустоту" Ива Кляйна, знаменитую фотографию, которая на самом деле была получена с помощью монтажа. Целью было достижение катарсиса (греч. очищение), избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом.

Во многом традиции венских акционистов использует Петр Павленский, чьи акции широко обсуждаются в обществе и оцениваются неоднозначно. В 2012 году он зашил себе рот у Казанского собора в Петербурге. В 2013 году он провел акцию протеста против репрессивной политики властей в РФ, получившую название "Туша". Ассистенты принесли Павленского, обнаженного и завернутого в кокон из колючей проволоки, ко входу в здание Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Его освободили от кокона сотрудники полиции. Через несколько месяцев, в День полиции Павленский провел новую акцию под названием "Фиксация": он прибил свою мошонку к брусчатке на Красной площади. Но самой резонансной акцией стал поджог дверей здания органов госбезопасности на Лубянке. Галерист Марат Гельман утверждает, что фотография Павленского на фоне горящих дверей символизирует врата ада, перед которыми в ожидании расправы стоит одинокий художник.

Венский акционизм развивался независимо от других движений. Международное арт-движение "Флюксус" было гораздо более миролюбивым. Художники стремились показать течение жизни, и перфоманс, как самое эфемерное из искусств, соответствовал их целям. В "Октете духовых инструментов" Джорджа Брехта две группы людей садились друг напротив друга, между ними была помещена емкость с водой и плавающей детской игрушкой-корабликом. Это напоминало детскую игру: команды с помощью воздушных потоков пытались пригнать игрушку к бортику противоположной команды, пытаясь при этом создать мелодию. Одним из самых известных членов "Флюксуса" была Йоко Оно. В перфомансе "Отрежь кусок" тело художницы являлось главным объектом: Оно стояла в красивом костюме, от которого зрители отрезали кусочки ножницами.

Марина Абрамович, перфоманс "Ритм 0"

Сербская художница Марина Абрамович также использовала свое тело как арт-объект. В эксперименте "Ритм 0" она попыталась найти пределы взаимодействия между художником и зрителями. Она разместила на столе 72 предмета, которые могли причинять как удовольствие, так и боль (в их числе был пистолет, ножницы, виноград, хлыст и розы) и предоставила зрителям возможность делать с ее телом все, что они захотят, с помощью этих предметов. Сначала люди вели себя скромно и уважительно: дарили художнице цветы, угощали ее виноградом. Постепенно участники перфоманса делались все более жестокими: начали разрезать одежду Абрамович, втыкать ей в живот шипы, а один человек взял пистолет и прицелился ей в голову - но его вовремя остановил другой зритель. После шести часов издевательств художница по плану резко встала со стула и направилась к зрителям, которые в страхе разбежались. Во время эксперимента Абрамович испытывала страх и боль, и после него она больше никогда не давала зрителям полную свободу действий.

Тейчин Сье и Линда Монтано

Стремление приблизить искусство к жизни привело к тому, что художники начали превращать в перфоманс свою жизнь. В английском языке это направление называется living art. Тайский художник Тейчин Сье провел пять перфомансов длиной в один год. Первый год он жил в клетке, запрещая заниматься себе любыми делами (можно было лишь думать), второй - в квартире, фиксируя факт своего прибывания там каждые 59 минут с помощью фотоаппарата и часов, то есть, он не мог отлучаться из дома или спать более часа. Зрители были допущены в квартиру лишь 14 раз. Третий год художник провел под открытым небом, запрещая себе заходить в помещения даже в непогоду. Эксперимент прервался на 15 часов из-за ареста Сье. Четвертый перфоманс он разделил с другой художницей, которая была привязана к Сье длинной веревкой: они не могли касаться друг друга, но все делали вместе. Между художниками часто вспыхивали ссоры, и этот год дался им эмоционально тяжело. Пятый год Сье вообще не занимался искусством. А следующие 13 лет он обязался заниматься искусством вообще без зрителей. Главной задачей Тейчина Сье было бездействие, остановка, наблюдение за собственным эго и преодоление его. Он предложил увидеть искусство в отсутствии зрелищ и зрителя.

Еще одним характерным примером living art является перфоманс Олега Мавроматти, устроившего интернет-голосование, в котором участники должны были решить, жить художнику или умереть. Если бы большинство проголосовало за смерть, Мавроматти получил бы смертельный разряд тока. Художник остался жив.

Фото: kelise72.com, epwr.ru, cablook.com, artguide.com

Комментарии