Почему заправки стоят так близко друг к другу? Объясняет теория игр

Вы замечали, что заправочные станции часто стоят рядом? Почему иногда можно проехать километры в поисках кафе, а потом наткнуться сразу на три на одном и том же углу? Почему магазины, авторемонты и рестораны стоят группами, а не распределены равномерно по району?

Есть несколько факторов, влияющих на выбор позиции бизнеса. Но то, почему компании размещаются рядом объясняет одна простая модель. Она называется «модель линейного города Хоттелинг». Представьте, что вы продаете мороженое на пляже длиной в километр. Конкуренции нет. Куда бы вы поставили свою тележку, чтобы получить максимальное количество клиентов? Скорее всего, посередине. Конечно, полкилометра может быть далековато для тех, кто отдыхает на разных концах пляжа, но все же, это лучшая позиция именно для бизнеса.

Но в один день вы видите, что ваш кузен Тед тоже приехал с фургоном продавать точно такое же мороженое, как у вас. И вы договариваетесь поделить пляж пополам, чтобы покупателям не приходилось ходить слишком далеко.

Так вы установили свой фургон южнее середины пляжа, в центре вашей территории. Ученые в области теории игр называют это социально оптимальным решением (S.O.S), оно сокращает максимальное количество шагов, которое должен пройти каждый покупатель.

Утром вы приходите на работу, а Тедди поставил свой лоток в середине пляжа! Вы возвращаетесь на свое старое место к югу от центра. И получаете только 25% покупателей, которые расположены к югу от вас. К Тедди приходят все покупатели к северу от центра и еще вы делите те, что между вами.

На следующий день вы включаетесь в войну и, придя пораньше, ставите свой фургон прямо в центре территории Тедди. Ожидая продать мороженое 70% отдыхающих к югу от вас, оставив Тедди только маленькую северную часть. Логично, что Тед становится южнее, оставив вас опять с маленькой выручкой.

Чтобы вернуть своих покупателей вы двигаетесь южнее Тедди. В ваш перерыв он проделывает такой же маневр и снова отбирает всех южных клиентов. В течение дня вы оба периодически двигаетесь на юг, пока не оказываетесь прямо на середине пляжа спиной к спине. Каждый обслуживает 50% отдыхающих со своей стороны пляжа. Вы с конкурентом достигли точки, которая называется «равновесием Нэша», в которой никто из вас не может улучшить свое положение.

Но это не социально оптимальное решение, потому что людям приходится идти дольше, чтобы получить свое мороженое. Вспомните многочисленные салоны связи и кафе на одной и той же улице. Возможно, покупателям было бы удобнее иметь по такому заведению в каждом квартале, но тогда предприятия были бы подвержены агрессивной конкуренции.

Источник: In Cor Cadit

Комментарии