Астрономы открыли гравитационные волны от слияния нейтронных звезд

Астрономы впервые зафиксировали гравитационные волны от столкновения двух нейтронных звезд. Эти две звезды столкнулись на расстоянии 130 миллионов световых лет от Земли, послав гравитационные волны, рентгеновские лучи, гамма-лучи, радио- и световые волны на нашу планету. Это открытие может послужить новым инструментом, который позволит определить, насколько быстро расширяется Вселенная.

Статья по теме

Нобелевскую премию по физике присудили за открытие гравитационных волн

Согласно закону Хаббла, чем дальше от нас находятся галактики, тем быстрее они удаляются. Это свойство описывает расширение Вселенной и выражается постоянной Хаббла. Ее величина зависит от того, как мы ее измеряем.

Ученые могут использовать гравитационные волны от слияния нейтронных звезд в качестве «стандартных сирен» (по аналогии со «стандартными свечами», с помощью которых определяют расстояние в электромагнитной астрономии) и, возможно, однажды подтвердить истинное значение числа.

Один из способов измерить константу Хаббла – наблюдать за самым далеким светом, который можно увидеть: свет, расположенный всего в нескольких сотнях тысячах лет после Большого Взрыва, который ученые называют космическим микроволновым фоном.

Статья по теме

Морская болезнь: что такое гравитационные волны и как их обнаружили

Спутник Европейского космического агентства Planck использовал этот свет и определил, что постоянная равна около 68 км/(с*МПК). Это означает, что для каждого дополнительного мегапарсека на расстоянии трех миллионов световых лет источники света двигаются на 68 км/с быстрее. Но другие эксперименты, требующие сочетания множества галактических наблюдений, предполагают, что значение составляет 73 км/(с*МПК).

Теперь ученые смогли использовать результаты слияния двух нейтронных звезд для измерения величины константы Хаббла без необходимости различных наблюдений. Она оказалась равна около 70 км/(с*МПК) плюс-минус десять. Погрешность была настолько велика, что исследователи не смогли определить, какое значение, 68 или 73, было более точным. Но это нестрашно.

«Для измерения константы Хаббла наше открытие не является существенным. Мы не изменили наше понимание того, как расширяется Вселенная. Но благодаря этому открытию мы сможем сделать это очень скоро», - говорят ученые

В настоящее время ученые модернизируют гравитационно-волновые детекторы LIGO и Virgo. В следующем году они планируют находить гравитационные волны от слияния нейтронных звезд не реже раза в месяц. Это позволит уточнить измерения.

Фото: gizmodo.com