«Генные ножницы» создали устойчивых к туберкулезу коров

Китайские биологи впервые отредактировали геном живой коровы и повысили ее устойчивость к бычьему туберкулезу. Как сообщается в исследовании, опубликованном в журнале Genome Biology, ученые использовали модифицированную версию технологии CRISPR/ Cas9. Исследователи из Колледжа ветеринарной медицины при Северо-западном университете в китайской провинции Шэньси добавили ген устойчивости к туберкулезу в геном коровы и не обнаружили побочных эффектов.

«Мы использовали новый вариант системы CRISPR под названием CRISPR / Cas9n и успешно вставили ген NRAMP1 в геном коровы. Таким образом, мы смогли создать живых коров с повышенной устойчивостью к этому заболеванию. Важно отметить, что наш метод не оказал побочных эффектов на генетику коровы. Это означает, что использованная нами технология, возможно, лучше всего подходит для получения трансгенного скота с целенаправленно измененной генетикой», – комментирует доктор Юн Чжан, ведущий автор исследования.

В последние годы технология CRISPR широко используется в лабораториях, поскольку она является точным и относительно простым способом изменения генетического кода. Однако ее использование иногда влечет за собой нецелевые эффекты, поэтому поиск способов их устранения является одной из приоритетных задач биотехнологов. Китайские исследователи вставили ген NRAMP1 в геном эмбриональной фибробласты – клетки, полученной у молочных коров. Эти клетки были использованы в качестве донорских клеток в переносе ядра соматической (не половой) клетки: то есть ядро ​​клетки-донора с новым геном встроили в яйцеклетку. В лаборатории из этих яйцеклеток вырастили эмбрионы и затем вживили их в матку коров для протекания беременности.

Для сравнения генетики провели эксперименты с использованием стандартной технологии CRISPR/Cas9. В общей сложности на предмет устойчивости к туберкулезу оценили 11 телят с новыми генами, вставленными с помощью CRISPR. Всех телят протестировали при помощи стандартных маркеров инфекции в образце крови. Трансгенные животные оказались устойчивы к болезнетворной бактерии M.Bovis, которая вызывает туберкулез крупного рогатого скота. Генетический анализ показал, что ген NRAMP1 был успешно интегрирован в генетический код всех телят. Однако ни у одного из телят, модифицированных с помощью новой технологии CRISPR/Cas9n, не обнаружили нецелевых эффектов, в то время как у всех телят с геном, вставленным при помощи ранее используемых методов CRISPR/Сas9, такие эффекты были.

Фото: animalcorner.co.uk