Забытые детские воспоминания влияют на наш мозг

Забытые детские воспоминания влияют на наш мозг

Как правило, мы не помним, что с нами происходило, до трех лет. Этот феномен, на который впервые указал Зигмунд Фрейд, как на «детскую амнезию», проявляется не только у людей, но почему так происходит – остается невыясненным.

В отличие от Фрейда, который видел причину в том, что эти воспоминания активно вытесняются из-за их сильно заряженного психосексуального контекста, современные антропологи склонны видеть причину в биологических процессах развивающегося детского мозга.

Ученые Нью-Йоркского университета предположили, что младенческие и детские воспоминания «не стираются» из мозга, а вытесняются и ожидают сигнала, чтобы активироваться вновь. Вещи, которые мы не помним из детства, тем не менее формируют из нас того человека, каким мы становимся во взрослом возрасте.

Исследователи провели эксперимент на молодых крысах и выяснили, что воспоминания из нашего периода так называемой «инфантильной амнезии» находятся в мозгу латентном состоянии и их можно вызвать снова. Исследователи поместили две группы крыс (одним было по 4 года, в пересчете на человеческий возраст, в другой группе – по 7-8 лет) в коробки. Одна стороны коробок была сильно освещена, другая – достаточно темная. Так как как крысы – ночные животные, они предпочитали находиться на темной стороне. Каждый раз, когда они переходили, в их лапы ударяли током через подключенные провода. Постепенно обе группы приучались бояться темноты. Когда эксперимент повторили через полчаса, только более старшие крысы помнили изначальный травматический опыт и не повторяли его.

Кроме этого, ученые выяснили, что только целый комплекс триггеров, максимально близкий к детскому опыту, может вызвать воспоминание обратно. В случае с крысами – это и аналогичная коробка, и новый удар током.

Если выводы верны и для людей, это объясняет, почему ранние детские травмы, такие как игнорирование или злоупотребление, могут привести к ментальным и когнитивным расстройствам во взрослой жизни.

«Можно будет извлекать жизненные воспоминания и проводить детскую терапию с их помощью», – предлагает автор исследования доктор Алессио Траваглия.

Учиться запоминать

В ходе опыта также выяснилось, что в процессе обучения мозг молодых крыс работал похоже на то, как это происходит во взрослом мозгу. Иными словами, хотя младенцы не демонстрировали знаков запоминания новых вещей, их мозг все равно учился (и запоминал), как надо учиться.

«Гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за обучение и запоминание) взрослеет, проходя через опыт. Это развитие происходит не просто со временем, а благодаря тому опыту, который случился в этот период времени», – объясняет Траваглия.

В первые годы жизни мозг как раз учиться работать «по-взрослому» и он особенно чувствителен к внешнему раздражению – свету, цвету, звуку, прикосновениям и запахам, индивидуальному опыту и социальному взаимодействию, – чтобы успешно подключиться ко взрослым нейронным сетям.

Это временное «критическое окно» – термин, пришедший из изучения сенсорики. Но теперь его значение обнаружено применительно и к мозговым процессам.

Важно не ограничивать младенца в разнообразном опыте, так как более позднее развитие может его не восполнить без серьезных медицинских вмешательств.

«Мозг детей нуждается в достаточном и здоровом возбуждении еще до дошкольного возраста, – говорит доктор Кристина Алберини, – без него неврологическая система рискует неправильно развить функции обучении и памяти».

Комментарии