Открыта самая массивная экзопланета размером с Нептун

Международная команда астрономов сообщила об открытии новой экзопланеты EPIC212521166 b, радиус которой приблизительно равен радиусу Нептуна. Плотность этой планеты сравнима с земной: как поясняют первооткрыватели, EPIC212521166 b — самая массивная экзопланета такого размера.

Астрономы во главе с Хью Осборном из британского университета Уорвик проанализировали данные, предоставленные НАСА телескопом «Кеплер» в рамках миссии К2 по поиску экзопланет. Их заинтересовала звезда EPIC212521166 — это карлик массой чуть более 0,7 массы Солнца, расположенный в 380 световых годах от Земли. В ходе миссии К2 выяснилось, что вероятность найти планеты вокруг этой звезды очень высокая. Поэтому Осборн и его коллеги решили проследить радиальную скорость потенциального «Солнца», чтобы подтвердить наличие планет. Исследователи использовали для своих наблюдений высокоточный спектрограф радиальной скорости планеты Searcher (HARPS), установленный на 3,6-метровом телескопе при Европейской южной обсерватории в Чили.

В ходе исследования выяснилось, что EPIC212521166 b совершает полный оборот вокруг своей звезды примерно за 14 дней. Масса планеты равна 18,3 масс Земли, а её радиус более чем в 2,5 раза превышает земной, что делает эту экзопланету самой массивной среди планет с суб-Нептуновым радиусом. Скорее всего, у этой планеты есть крупное ядро, состоящее на 70% из энстатита и на 30% из железа. Исследователи утверждают, что на этой планете может быть много воды, а в атмосфере должно присутствовать много водорода и гелия.

«Двухслойная железно-силикатная модель не способна объяснить плотность EPIC212521166 b. Скорее всего, на планете присутствуют летучие вещества с низкой плотностью, такие как вода, водородно-гелиевая атмосфера, или их комбинация,» — пишут ученые.

Ученые подчеркнули, что необычная плотность этой планеты говорит о том, что отношение масса-радиус следует использовать с особой осторожностью при определении принадлежности небесного тела к земной группе или к газовым гигантам.

Исследователи подозревают, что в системе EPIC212521166 есть еще планеты, однако свидетельств их существования пока не обнаружено.

Фото: tiedetuubi.fi