От Калининграда до Териберки. Путешественник Виталий Климов о лайфхаках во время «МегаТрипа»
На счету Виталия Климова – тысячи фотографий и километров велопробега. На двух колесах он доезжал до Бельгии и Африки. Недавно он принял участие в «МегаТрипе» от компании «МегаФон». Как не заснуть за рулем, кого стоит опасаться на дороге и что интересного можно найти в селе Териберка, он рассказал в интервью «Футуристу».
О Териберке
На Севере везде очень красиво. У нас в Калининграде редко бывает снег, поэтому я любовался на сугробы. Но самое интересное место – это Териберка, богом забытая деревушка, которую связывает с цивилизацией разбитая грунтовая дорога. После съемок фильма «Левиафан» туда хлынули толпы туристов. Не могу сказать, что с точки зрения стандартного туризма она привлекательна. Люди приезжают кататься на кайтах, там даже есть кайт-школа, но это недешевое удовольствие.
Меня Териберка поразила как фотографа. Старые домики, потрясающие пейзажи, разбитые лодки, полярное сияние – своеобразная, мрачная романтика.
О приключениях
Вообще, все было очень спокойно, за исключением двух случаев. Я чуть не сбил оленей, которые отдыхали прямо на дороге из поселения. Было очень скользко, и я не мог сразу затормозить, повезло, что они немного отошли в сторону. А в другой раз я чуть не попал в аварию. Было сужение двухполосной дороги до однополосной, и из сугроба внезапно выскочил внедорожник. Водитель свернул в кювет, только так удалось избежать столкновения.
О российских дорогах
Я думал, что в Риге плохая дорога, но потом я добрался до Пскова и передумал. Но хуже всего дороги в Петрозаводске, местным жителям очень не повезло. Я путешествовал на велосипеде в Африку, много ездил по Европе, но отправиться в велотур по России я бы не рискнул. Слишком опасно, огромные расстояния между населенными пунктами – да и ездить по нашим дорогам некомфортно.
О путешествиях на автомобиле
В начале путешествия все было как будто против меня. Мою машину должны были починить, но в итоге пришлось брать автомобиль в аренду. Это потребовало дополнительных затрат – зато путешествие не сорвалось. В таких случаях прокат – это выход. На маршрутах вроде моего машина – единственный способ полноценно путешествовать. Мне нужно было не просто добраться до Мурманска, а посетить еще множество городов из моего списка. На общественном транспорте я бы не смог это сделать. Кроме того, это гораздо дешевле, особенно, если путешествовать в компании: все просто скидываются на бензин. Когда путешествуешь один, так сэкономить не удается.
Проводить все время за рулем автомобиля не так сложно. Я люблю водить: 500 км в день для меня не проблема, я даже не чувствую усталости. Дальше просто начинает надоедать. После 700 км хочется уже отдохнуть от руля. Конечно, стараюсь высыпаться. Но если очень устаешь, то есть способы притупить желание спать. Я постоянно звонил друзьям и родственникам, чтобы было не так скучно. Хорошее средство – семечки: во-первых, постоянно заняты руки, а во-вторых, жевательный рефлекс не дает заснуть. Можно пить энергетические напитки. По ночам было не очень холодно: максимум минус 20. Но я взял с собой недостаточно теплых вещей. Если бы я ехал зимой, мне пришлось бы худо.
Однажды я попытался дотянуть до России, не заправляясь дорогим финским бензином, но расстояние до ближайшей колонки оказалось неожиданно большим. На Севере всегда нужно доливать до полного бака, даже если осталась еще половина. В пути может случиться все, что угодно: например, метель занесет дорогу и придется пережидать непогоду.
О связи
Связь работала отлично, за исключением особенно сложных участков маршрута, например, в Карелии. Но это нормально: между городами там огромные расстояния. Я вел трансляции, пользовался интернетом, мне даже не приходилось подключать Wi-Fi. По сравнению с поездками за границу, где нужно экономить каждый мегабайтик трафика, это был рай. Точно работала навигация. У меня стоит несколько программ: Sygic для больших расстояний и «Яндекс-карты» для городов. Впрочем, на Севере не так много дорог, чтобы плутать.
О подписчиках
Виталий Климов
Хорошо, когда есть подписчики, они часто выручают. В пути они постоянно советовали мне, что посетить. У одних ребят я жил в Питере четыре дня. Я хотел найти жесткую вписку, чтобы я никого не знал и происходила какая-то дичь, но в итоге хорошо провел время в теплом семейном кругу. Еще меня провели на закрытую крышу офиса «МегаФон» сотрудники компании. А вообще, везде есть ребята, которые занимаются залазами, и можно попроситься с ними за небольшую сумму.
Люди очень лояльно относятся к путешественникам, как в России, так и в мире. Если видят, что ты путешествуешь, тебе готовы помочь. Специально я никогда не просил, чтобы меня вписали.
Иногда я объявлял о поиске партнеров, которые могли бы мне помочь с экипировкой для путешествия, в своем блоге. В этот раз мне помог магазин «Планета спорт», я с ними давно сотрудничаю. Они сами изъявили желание помочь мне с путешествием и подогнали мне сноуборд.
О фотографиях
У меня с собой был Canon 3D Mark III с тремя объективами и штатив. Это было удобно, потому что я был на машине. Очень повезло с погодой: ветер не шевелил ветки деревьев, и я смог поснимать звездное небо. В других случаях пришлось бы подсвечивать.
На самом деле, чтобы делать хорошие фотографии, достаточно телефона. В нескольких путешествиях у меня с собой был только айфон, и знакомые говорили, что фото вышли классные. Для интересного, живого репортажа не обязательно таскать с собой кучу фототехники.
Если хочется взять максимальное качество при минимальном весе, стоит подумать о беззеркальной камере – но это если есть деньги. На морозе аккумуляторы быстро умирают, поэтому необходимо иметь при себе запасной аккумулятор, желательно оригинальный, и держать его в тепле.
Комментарии