Лайф-стриминг в Китае и России: в чем разница
Неуклонно растущая в течение последних пяти лет, индустрия стриминга стала жизнеспособным источником дохода для многих тысяч людей во всем мире, но нигде она не является более прибыльной, чем в Китае. Популярные лайф-стримеры зарабатывают на трансляциях сотни тысяч долларов. Однако, похоже, индустрия созрела настолько, что начала институализироваться, а китайское правительство принимает регулятивные меры по отношению к стриминговым сервисам. Какие причины привели к этому и что происходит в индустрии стриминга в России – в материале «Футуриста».
Взрывная популярность и государственное регулирование: китайский стриминг становится зрелым
Прямые трансляции стали основой медиарациона китайской молодежи. Более половины из 700 миллионов китайских интернет-пользователей хотя бы раз пользовались приложениями для стриминга – это больше, чем все население России. В 2016 году рынок стриминга в стране увеличился на 180% за год. По данным iResearch, тогда количество платформ выросло более чем до 100, а доход – от 7,4 млрд. юаней ($1,1 млрд.) в 2015 году до 20,8 млрд. юаней в 2016 году. Популярные китайские лайф-стримеры зарабатывают десятки миллионов юаней в год. Например, шанхайская блогерша Qing Wu проводит перед веб-камерой восемь часов в день, демонстрируя пользователям стриминговой платформы Momo свое умение танцевать в различных стилях – от хип-хопа до классического китайского танца. Ее доход от «донатов», виртуальных подарков от пользователей, составил 2,5 млн. юаней или $380 тыс. долларов в 2016 году.
Однако есть признаки, что индустрия стриминга в Китае достигла своего пика, и такого быстрого роста, как два года назад, уже не предвидится. Многие приложения для стриминга, которые были доступны еще в 2016 году, больше не поддерживаются. По данным iResearch, с декабря 2016 года по март 2017 года число зрителей прямых трансляций снизилось с пика в 141 миллион в ноябре до 107 миллионов в марте этого года.
Более того, государственные регуляторы с конца 2016 года начали бороться со стримерами. В конце 2016 года был установлен официальный свод правил для потоковых платформ и стримеров, «которые наносят ущерб национальной безопасности, наносят ущерб социальной стабильности, нарушают общественный порядок, нарушают права других или передают непристойные или эротические виды деятельности». Правительство также запретило иностранным стримерам использовать китайские приложения. Эта мера затронула не только блогеров, вещающих из-за рубежа, но и иностранцев на территории Китая – так, например, на одном из сервисов был забанен выходец из Украины.
Отчасти введению нормативного контроля способствуют скандалы. В конце ноября прошлого года 26-летний китайский стример погиб, упав с небоскреба – он взобрался туда, чтобы сделать прямую трансляцию. А сервис коротких видеороликов Meipai от разработчиков популярного китайского приложения Meitu в конце декабря запретил несовершеннолетним использовать собственный стриминг сервис после скандала, связанного с детьми младшего школьного возраста, которые вели трансляцию в обнаженном виде.
Потоковая индустрия Китая становится все более институционализированной. Рекламные агентства и продюсерские центры активно работают с платформами, поставляя туда профессиональный контент, который соответствует новым законам, и размещая рекламу. Топ-менеджеры агентств по производству интернет-звезд заявляют, что они не вмешиваются в деятельность стримеров, а лишь дают им рекомендации по привлечению зрителей. Платформа микроблогов Weibo заявила, что в этом году она начала сотрудничать с 30 агентствами.
Россия: становление индустрии
В России слово «стриминг» по-прежнему в большей степени связывают с видеоиграми. Но схожие процессы происходят и здесь: площадки для прямых трансляций, бывшие когда-то территорией свободы, превращаются в инструмент рекламы и переходят под контроль государства и медиаменеджеров. Правда, государство скорее пытается использовать новые возможности, чем препятствовать им. Так, еще в 2015 году Роскомнадзор и Министерство иностранных дел России транслировали через популярное тогда приложение для живых трансляций Periscope выступления своих представителей. Приложением пользовались депутаты КПРФ и ЛДПР, члены Общественной палаты Московской области и другие чиновники.
В 2016 году в Госдуме предложили ввести патенты на деятельность стримеров и видеоблогеров – чиновников озаботило, что представители этих профессий зарабатывают от $5000 до $50 000 в месяц на рекламе и донатах и не платят налоги. Однако это предложение так и не воплотилось в жизнь. Наиболее сознательные видеоблогеры и стримеры регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей – но так поступают далеко не все.
Ведущие медиаменеджеры стремятся подмять под себя стриминговые сервисы, так как там концентрируется наиболее привлекательная для рекламодателей целевая аудитория. В 2017 году российская аудитория сервиса для стриминга видеоигр Twitch.tv насчитывала 10 млн человек, из которых 90% — мужчины. 70% из них — люди в возрасте 18–35 лет. Все это открывает для медиаменеджеров новые возможности.
Так, осенью 2017 года гендиректор медиахолдинга News Media Арам Габрелянов инвестировал в российскую мобильную видеоплатформу Hype, через которую могут вести трансляции как киберспортсмены, так и обычные пользователи. По некоторым данным, сумма сделки составила около $3 млн. Показательно, что в последнее время Габрелянов, работавший с традиционными медиа, ориентируется на digital-проекты. В августе 2017 года прекратил эфирное вещание телеканал Габрелянова Life – зато активно функционируют новые проекты, такие как агентство «Изюм» («Дружко шоу», студия Black Elephant, новостной Telegram-канал Mash и другие).
У лайф-стриминга в России пока не такая взрывная популярность, как в Китае. Печально известна история сервиса для прямых трансляций Periscope, которому было суждено навеки остаться в 2016 году. С приложением были связаны громкие скандалы, такие как самоубийство псковских подростков и гонки с полицией на Mercedes-Benz в Москве, через него вели трансляции знаменитости и СМИ.
Однако после того, как Facebook организовал свои трансляции, многие знаменитости и СМИ переметнулись туда – это оказалось намного удобнее. Со временем Periscope превратился в типичный анонимный видеочат: эротические и порнографические трансляции и бесполезные репортажи из-за обеденного стола и за рулем. Пользоваться приложением не перестали, но говорят о нем лишь если, к примеру, несовершеннолетняя устраивает трансляцию в обнаженном виде.
Зато российские пользователи активно пользуются Instagram Stories: в августе 2017 года Россия заняла пятое место среди стран, в которых пользователи активнее всего применяют этот формат (после США, Бразилии, Индонезии и Турции). Короткие трансляции, исчезающие со временем, оказались простыми и удобными в использовании. Больше не было нужды загружать отдельное приложение для стриминга и регистрироваться, а качество контента можно поддержать традиционными фильтрами. Кроме того, жесткая система модерации Instagram, так раздражающая блогеров, оказалась выигрышной: соцсеть, в отличие от Periscope, не превратилась в чат-«рулетку» с обнаженкой и трансляциями из тюрем.
И, наконец, этот формат оказался наиболее подходящим для бизнесменов: в июле 2017 года сервисом пользовались более 50% бизнес-аккаунтов в Instagram. Отчасти это связано с тем, что живые и шероховатые с технической точки зрения видео вызывают у пользователя больше доверия, чем срежиссированные рекламные ролики, нашпигованные спецэффектами. Многие Instagram-блогеры также предпочитают публиковать в историях рекламу – чтобы она выглядела в аккаунте уместно. Формат историй моментально скопировала российская социальная сеть ВКонтакте.
Комментарии