Портативный терроризм. Почему западные авиалинии запрещают электронику на борту

Власти США и Великобритании запретили провозить в салонах самолетов ноутбуки, планшеты и другую крупную электронику на прямых рейсах из аэропортов Ближнего Востока и Африки. Это правда необходимо?

Взрывная статистика

В среду, 22 марта, в Лондоне произошло два нападения, которые британская полиция квалифицировала как теракты. Погибли четыре человека, еще не менее 29 находятся в больницах Лондона. Ответственность за теракты взяла на себя группировка «Исламское государство» (запрещена в России).

Теракты в Лондоне произошли в годовщину взрывов в международном аэропорту и метро Брюсселя, тогда от рук террористов погибли 35 человек, еще более 340 получили ранения. Всего за 2016 год произошло 25 терактов, в которых погибли более 1049 человек, и были ранены более 2400 человек. Статистика упряма: большинство террористических актов совершается с применением взрывных устройств выходцами из стран с мусульманским большинством, а ответственность за тракты берут на себя международные террористические организации исламистской направленности. И образ террориста в общественном создании един: исламист с бомбой в рюкзаке. Или на поясе. Или в сумке.

Поэтому удивляться решению властей Великобритании и США не приходится. Если смартфоны и беспроводные наушники и так взрываются сами собой из-за заводского брака, то на что может быть способен ноутбук, напичканный взрывчаткой и злым умыслом?

Официально о прямой угрозе пока никто не сообщает. The New York Times пишет, что по данным американской разведки, «Исламское государство» разрабатывает взрывное устройство, скрытое в портативной электронике. На условиях анонимности еще два официальных должностных лица США поделились с изданием информацией, что главный интерес террористов сконцентрирован на батареях для портативных компьютеров.

Федор Андреевич Борисов, главный эксперт Центра инфраструктурных проектов Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, сообщил «Футуристу», что «если у (зарубежных) спецслужб есть информация, что таким образом может быть осуществлен теракт, то подобное решение может быть обоснованным. Но не очень понятно, что помешает террористам воспользоваться услугами других авиаперевозчиков».

Хронология и реакция

Сначала новость о вводимых ограничениях пришла из США. Запрет коснулся прямых рейсов в Штаты девяти авиакомпаний и десяти аэропортов в странах Ближнего Востока и Африки. The Guardian сообщает , что такое распоряжение поступило в аэропорты и авиакомпании по «конфиденциальной» электронной почте от Администрации транспортной безопасности США (TSA).

Спустя несколько часов запрет на крупную электронику в самолетах объявила и Великобритания. Он будет действовать на прямых рейсах в Соединенное Королевство из Турции, Ливана, Иордании, Египта, Туниса и Саудовской Аравии.

Разумеется, не все в восторге от такой перспективы, в особенности те, кто регулярно совершает трансатлантические перелеты.

Усама Шаршар, египетский депутат и журналист, говорит: «Это ужасно влияет на меня, как на журналиста, законодателя и египетского гражданина. Перелет в Штаты занимает очень много времени, и я постоянно работаю в самолетах!».

Министр транспорта Турции Ахмет Арслан заявил Нью – Йорк Таймс, что решение властей США и Великобритании негативно скажется на отрасли авиаперевозок как Турции, так и США: «Проблема не в том, как реализовать запрет, а в том, что эта практика снизит комфорт пассажиров и сократит и число. Мы подчеркиваем, что это (решение) не в интересах пассажиров, и мы думаем, что они (власти США) должны отойти от него или снизить требования».

Но речь идет не только об иностранцах: ограничения коснутся также граждан США и Великобритании. Единственные люди, которые смогут пронести на борт крупную электронику, – это пилоты и бортпроводники. А что делать в течение 14-20 часов полета другим людям?

Борисов замечает: «Подобные решения могут быть чреваты очень серьезными последствиями. Запреты провоза электронной техники в салоне самолета будут во многом блокировать деловую и туристическую активность. Если на какие-то временные меры пассажиры согласны пойти, например, на досмотр в аэропорту, то здесь на понимание с их стороны рассчитывать не приходится. Сдать каким-то людям ноутбук, где у тебя хранится информация обо всех бизнес-процессах, в багаж, где его могут повредить, сломать! Не для любого человека это приемлемо. Это очень рискованный шаг, и я надеюсь, что как глобальная мера безопасности он применяться не будет. Иначе это будет один из сильнейших ударов и по деловому, и по туристическому сообщению за всю историю транспорта».

При этом источники, знакомые с ситуацией в России, сообщили «Интерфаксу», что службы авиационной безопасности в российских аэропортах смогут в кратчайшие сроки ограничить провоз гаджетов в ручной клади пассажирских самолетов, если поступит подобное распоряжение.

Фото: blog.screenie.com

Комментарии