3 аргумента о том, что технологии делают людей глупее
Интернету всего каких-то 20 с лишним лет, но без него уже трудно представить жизнь современного человека. Мы остаемся на связи с друзьями и родственниками по всему миру и имеем мгновенный доступ к огромному объему информации. Вместе с тем Интернет имеет и негативное влияние: круглосуточное онлайн-присутствие приводит к рассеянности и невозможности сконцентрироваться на предмете размышлений. «Футурист» разбирается в том, что все это значит.
Деконцентрация внимания
Интернет-зависимость легко распознать: вы ведь замечали людей, которые не могут прожить и минуты без проверки свежих лайков и репостов? Во время написания этой статьи автор проверил свои аккаунты в социальных сетях четыре раза. Сегодня быть онлайн 24/7 – это почти как дышать. Вдох – лайк. Выдох – смайл. И как мы до этого дошли?
Римский философ Сенека говорил: «Быть везде значит быть нигде». И человечество погрязло в «Нигде», тотально деконцентрировав свое внимание. В этом виноват не интернет, а тяга к рассеянности. Когда человек постоянно отвлекается и прерывается, нейронные связи в его мозге не формируются. А ведь именно прочные нейронные связи ответственны за отчетливость и глубину мышления.
Эксперимент в Стэнфордском университете показал, что многозадачность и повышенная рассеянность приводит к когнитивным проблемам: в таких условиях люди постепенно теряют способность отличать важную информацию от тривиальных вещей.
Фейковые новости
Вряд ли сегодня возможно серфить в Интернете и не встретить ни одной фейковой новости. Когда-то людей можно было зацепить вирусным контентом, но однажды это перестало работать. Интернет-маркетологам и контентщикам пришлось придумывать новые тактики продвижения во всемирной сети. И так появились фейковые новости: злободневные материалы, которые в нынешнее безумное время могли бы оказаться правдой… но все-таки являются ложью. И найти достойный источник информации онлайн становится все сложнее.
Например, в сентябре 2016 года журнал Cosmopolitan заявил, что NASA собирается внести изменения в астрологический зодиакальный круг (добавить созвездие Змееносец), из-за чего более 80% людей на планете придется изменить знак зодиака. Новость подхватили топовые СМИ, включая Yahoo News, AOL, «Комсомольская правда», «Российская газета» и «Известия». NASA пришлось объясняться: разумеется, изменять знаки зодиака агентство не планирует, и вообще считает астрологию не наукой, а донаучным социальным атавизмом. Удивляться не приходится: фейковые новости умеют казаться убедительными, особенно если читаешь их на ресурсах с хорошей репутацией. Сьюзен Глассер, бывший редактор американского политического издания Politico говорит: «Доскональная проверка фактов не срабатывала с самыми лживыми фейками в истории издания. Чем большее число СМИ написали о новости, тем меньше люди интересуются источниками».
И ладно бы если бы фейковые новости порождали только смех и обвинение журналистов в непрофессионализме. Но ведь некоторые могут вызвать трагедию: в разгар предвыборной гонки в США набрала популярность фантастическая фейковая теория заговора – Pizzagate. Якобы штаб Хиллари Клинтон и пиццерия Comet Ping Pong связаны с тайной педофильской организацией, занимающейся сатанинскими обрядами и торговлей людьми.
4 декабря 2016 года разгоряченный этим фейком 28-летний Эдгар Мэддисон зашел в пиццерию Comet Ping Pong с заряженной винтовкой и открыл огонь: он хотел убедиться, что в подсобных помещениях не содержатся дети. Чудом никто не пострадал.
Критическое мышление
Лауреат Нобелевской премии нейробиолог Эрик Кандель пишет, что только пристальное внимание приводит к внесению информации в мозговую «систему координат». Концентрация позволяет «конструктивно и систематически (ассоциировать информацию) со знаниями, которые уже хорошо зарекомендовали себя». Такие ассоциации имеют важное значение для усвоения сложных понятий и критического мышления.
К сожалению, сейчас мы живем в мире, где ни о чем не приходится задумываться, ничего не надо делать самостоятельно. Человечество стало зависимым от интернета: даже поиск важных новостей и выбор отеля мы доверили Google. По мере развития технологий и алгоритмов социальные сети продолжают «капсулировать» повестку дня пользователей, показывать им только популярные и «привычные» новости от тех друзей, которые интересуются тем же, чем и он, и думают точно так же, как и он. Это снижает критичность мышления: ведь «проверенным» источникам и людям веришь, даже тогда, когда новость кажется абсурдной. Только пристальное внимание к собственной информированности и поиск первоисточников может спасти вас от оболванивания.
P.S. Чтобы не вводить читателей «Футуриста» в заблуждение, редакция ввела специальный тег «Но это не точно». Таким тегом обозначаются все новости, которые могут оказаться фейком. А вот тут можно узнать, как распознать фейковую новость.
Комментарии