Информационная гигиена: как распознать фейковую новость

В преддверии парламентских выборов в Германии Facebook запускает специальный фильтр, проверяющий новости на достоверность. Цель нововведения – защитить немецких пользователей от фейков и дезинформации, вбрасываемой накануне выборов. Пользователи смогут помечать сомнительные публикации и отправлять их на проверку сервису Correktiv, после чего посты, оказавшиеся фейковыми, получат соответствующие пометки. В русскоязычном Facebook таких нововведений пока не планируется. О самых громких фейках 2016 года и о том, как распознать ложь в новостях без специального фильтра – в материале «Футуриста».

Информационная гигиена: как распознать фейковую новость

Какими бывают фейки

С первых дней существования интернета в сети гуляют фейковые новости. В 1980-е годы в сети Usenet (Юзнет) создавались так называемые «новостные группы» – онлайн-конференции, информация с которых рассылалась на пользовательские компьютеры. В новостных группах Юзнета орудовали шутники и конспирологи. С тех пор технологии распространения фейков изменились: многие из нас получают новости с помощью соцсетей. Теперь ложная и непроверенная информация стала еще доступнее.

«Фейки бывают как минимум двух видов. Иногда это результат халтурной работы журналиста (недопроверил, например) – это плохо, но хотя бы как-то объяснимо. Гораздо хуже второй тип – когда фейк становится результатом умышленного обмана или манипуляции. Но и в том, и в другом случае – это своего рода профессиональное преступление,» – комментирует доктор политических наук, профессор департамента медиа НИУ ВШЭ Светлана Шомова,

Кто-то фабрикует новости ради шутки или эксперимента: проверить, сколько людей прочитает и распространит лживую и непроверенную информацию. Для кого-то фейки – это способ собрать просмотры и нажиться на читателях. Вирусная реклама, основанная на постановке и провокации, привлекает много внимания.

Вот несколько громких фейковых историй 2016 года.

Прямая трансляция с МКС

Цель: вирусная реклама

26 октября 2016 года несколько сообществ в Facebook вели онлайн-трансляцию с Международной космической станции. Выход астронавтов в открытый космос, анонсированный в пабликах UNILAD, Viral USA и INTERESTINATE, собрал больше 50 миллионов просмотров. Посты с трансляцией сопровождались сотни тысяч восторженных комментариев пользователей, наблюдавших за действиями астронавтов.

Журналисты Mashable заметили, что видео напоминает кадры выхода в космос двух российских космонавтов Олега Котова и Сергея Рязанского в 2013 году. Кроме того, на официальной странице NASA и на сайте организации не было ни трансляции, ни даже упоминаний о выходе астронавтов в открытый космос. Это заставило журналистов предположить, что это фейк. В NASA подтвердили, что никаких трансляций в этот день не велось.

Амур и Тимур

Цель: вирусная реклама

Трогательная история о дружбе тигра Амура и козла Тимура обрела всероссийскую популярность в начале прошлого года. В ноябре 2015 года в Приморском сафари-парке тигру Амуру на съедение был отдан козел, который, однако, попытался дать отпор хищнику, выставив вперед рога. Безымянный на тот момент козел остался жив и получил за храбрость кличку Тимур, а впоследствии даже переехал в вольер к тигру. Животные стали настолько популярными, что в декабре 2015 года на сайте парка произошел сбой из-за наплыва посетителей, желающих посмотреть онлайн-трансляцию жизни двух друзей.

Бывшая сотрудница сафари-парка Евгения Патановская утверждает, что эту историю выдумала и раскрутила она.

«Тигр Амур просто не стал есть козла Тимура, так как был не голоден. Поскольку он не стал его есть, я попросила сотрудников парка накормить Амура, чтобы он не стал есть Тимура. Вот так мы продержались два месяца. Назвали все это «дружбой» тигра и козла, хотя просто тигр был накормлен, а, как известно,тигр, находящийся не в дикой природе, не делает себе запасов, « – рассказала Патановская порталу Medialeaks.

Однако директор парка Дмитрий Мезенцев опровергает данную информацию. По его словам, Патановская не была пресс-секретарем парка, как утверждала она сама, а поступила на работу уже после того, как Амур и Тимур подружились. Как бы то ни было, этот странный союз остается главным мемом (и, возможно, главным фейком) 2015 года.

Явление Сталина пассажирам Мосметро

Цель: первоапрельский розыгрыш

1 апреля 2016 года блогосферу взорвала новость, что со стены вестибюля станции «Арбатская» якобы обвалилась штукатурка, обнажив фрагмент портрета Иосифа Сталина. Многие люди приняли сообщение за чистую монету из-за множества фотографий с места события, сделанных с разных ракурсов.

Дизайнер и один из авторов идеи Сергей Полетаев рассказал, как была сфабрикована новость. За основу команда Полетаева взяла черно-белые кадры из кинохроники, на которых была запечатлена реальная мозаика со Сталиным, ликвидированная после XX съезда КПСС. Изображение раскрасили, добавили детализацию и контуры обвалившейся штукатурки, а после наложили его на реальные фотографии людей в вестибюле «Арбатской». Для пущей достоверности дизайнеры даже смонтировали вертикальное видео с места событий.

Талисман «Роскосмоса»

Цель: розыгрыш

В сети распространилась фотография синей мягкой игрушки с символикой «Роскосмоса». Сообщалось, что это официальный талисман корпорации. Странная форма игрушки заставила пользователей отпускать шутки о состоянии российской космонавтики. Однако выяснилось, что изделие неопределенной формы – это всего лишь игрушечная елка, сфотографированная особым образом. Анна Куссмаул из Института медико-биологических проблем РАН опубликовала на своей странице реальную фотографию «талисмана».

Порномесяц для школьника-геймера

Цель: вирусная реклама

Геймер Руслан Щедрин стал стотысячным покупателем в виртуальном магазине для киберспортсменов и получил в качестве приза месяц жизни с порноактрисой Кэти Сенс в одном из столичных отелей. Новость распространилась в СМИ и соцсетях.

Позднее выяснилось, что Руслан Щедрин – юный актер, снимавшийся в сериалах «Воронины» и «Чернобыль: зона отчуждения», а также в картинах «Счастье — это…» и «Ближе, чем кажется». Всего за плечами юноши более двух десятков телепроектов и сериалов. Скорее всего, новость о месяце с порнозвездой является вирусной рекламой интернет-магазина.

Почему мы верим фейкам

Представьте, что ваш друг запостил в Facebook твит известного политика по нашумевшей газетной статье. Прежде, чем попасть к вам, эта новость прошла через цепочку из пяти участников: газета, изначально опубликовавшая историю, политик, Twitter, ваш друг и Facebook. Исследователи из Университета Пенсильвании обнаружили, что в большинстве случаев люди склонны называть в качестве источника информации последние звенья этой цепи, которые не участвовали в непосредственном сборе и переработке информации – и лишь если тема сильно заинтересует их, они обратят внимание на первоисточник.

При чтении онлайн-новости ближайшим источником часто оказывается один из наших друзей. Доверие к окружению ослабляет когнитивные фильтры, и это делает социальные медиа плодородной почвой для слухов и фейков, проникающих в сознание пользователей. Большую роль в восприятии фейков играют фильтры, которые позволяют создать информационное пространство, подстроенное под интересы пользователя. Появление фейковой новости в уютном мирке, состоящем из новостей о любимой спортивной команде или популярных сериалах, ослабляет наше внимание. В той же работе показано, что пользователи Интернета менее скептически относятся к информации, которая появляется в подобных специализированных средах.

Как вычислить ложь в новостях

Ложная и непроверенная информация искажает картину мира и зачастую ставит интернет-пользователей в нелепое положение перед более осведомленными друзьями и подписчиками. Распознать фейки сегодня иногда бывает достаточно сложно даже для журналистов. Светлана Шомова выделяет одно главное правило и три основных метода фактчекинга для «неспециалиста»:

«Ничему нельзя верить на слово, любую информацию надо проверять». То есть критическое мышление – это главное.

1. Постарайтесь не ограничиваться единственным источником, ищите дополнительные подтверждения информации (или ее опровержения). По возможности «спросите другую сторону», то есть посмотрите, что пишут об этом СМИ иной направленности.

2. Обращайте внимание на маркировку (рубрику) и тональность материала, учитесь отличать факт от мнения (колумнистика), а журналистские сообщения – от рекламных.

3. Изучайте возможности дополнительных сервисов сети Интернет по проверке информации – например, по определению подлинного происхождения иллюстраций и фотографий (вычислить первоисточник фотографии часто помогает поиск Google по картинкам, прим.ред.). Следования этим принципам не всегда достаточно, но это хорошее начало.»

Комментарии