Что нужно знать о «ВКонтакте»

Прошло 10 лет с момента запуска соцсети «ВКонтакте». За это время она стала самым посещаемым российским сайтом и объединила более 380 миллионов пользователей. В день рождения «ВКонтакте» и ее создателя Павла Дурова «Футурист» собрал все, что нужно знать о соцсети, на которой выросли многие из нас.

Что нужно знать о «ВКонтакте»
1 Кто и зачем создал ВКонтакте?

Социальная сеть "ВКонтакте" была запущена в 2006 году. Ее создателем считается российский программист Павел Дуров, который в то время был студентом СПБГУ и занимался разработкой интернет-ресурсов для студентов: всевозможных форумов, блогов и так называемых "копилок" материалов для сессии. Эти сайты пользовались большой популярностью среди студентов, особенно во время сессии, однако Дуров осознавал, что коммуникация пользователей этих ресурсов неэффективна, так как их реальные имена и облики были скрыты за никами и аватарами. Ему хотелось создать платформу, которая приблизит интернет-общение к реальности и объединит студентов с разных факультетов и из разных университетов.

Летом 2006 года функционировала альфа-версия будущего "всероссийского студенческого сайта", а в сентябре 2006 года соцсеть вступила в стадию бета-тестирования и приняла первых пользователей. Регистрация поначалу была только по приглашениям: после регистрации проводилась проверка личности студента. Позднее соцсеть стала открытой.

2 Почему сайт называется именно так?

Сначала будущую соцсеть хотели назвать Studlist.ru — от англ. "список студентов". Однако Павел Дуров понимал, что студенты когда-нибудь станут выпускниками и захотят поддерживать связь с бывшими однокурсниками. Название, связанное со студенчеством, отпугнуло бы другие категории потенциальных пользователей сайта. Поэтому Дуров предложил нейтральное название "ВКонтакте" — оно содержит в себе намек на регулярное общение между людьми и стирает социальные различия.

Считается, что на выбор названия повлиял слоган "В полном контакте с информацией", принадлежащий радиостанции "Эхо Москвы" .

3 Почему ВКонтакте так похож на Facebook?

Павлу Дурову понравилась идея Facebook, который тоже замышлялся как студенческий проект, но отличался о возможностью указывать реальные имена и добавлять настоящие фотографии. При создании ВКонтакте он ориентировался на детище Марка Цукерберга, однако объяснял внешнюю схожесть сайтов использованием  открытой концепции стилей, которая была описана в книге The CSS Anthology: 101 Essential - Tips, Tricks & Hacks”.

"Мы никогда не копировали, не применяя мозг. Логотип «ВКонтакте» я набрал шрифтом Tahoma за три минуты. Правила? Вы должны быть чуть серыми, но узнаваемыми; не должны вызывать яркие негативные эмоции. Синий, белый, серый цвета никого не бесят," — рассказывал Дуров изданию The Village.

Кроме того, Павел Дуров подчеркивал различия между базовыми функциями ВКонтакте и Facebook.  

4 Что такое "Дуров, верни стену"?

В 2010 году это был самый настоящий скандал!

Когда-то на странице у каждого пользователя ВКонтакте была стена, на которой многие очень любили рисовать граффити, делиться музыкой и общаться. Однако в связи с монетизацией ВКонтакте в 2008 году появились приложения-игры, предлагающие поделиться с друзьями результатом, опубликовав его у них на стене. Неумеренное использование этих приложений засоряло стены пользователей, делая их не самым эстетически привлекательным и удобным местом для общения.

В 2010 году создатели соцсети убрали стену и вместо нее ввели функцию микроблога и френдленты. Примерно тогда же наравне с группами появились паблики. Акценты сместились со страниц пользователей на новостную ленту с обновлением статусов и фотографий, которую со временем заполонили посты из пабликов.  Первое время пользователи были недовольны обновленным интерфейсом: новая стена-микроблог располагалась посередине страницы, и переписываться на ней стало неудобно.

Со временем все оценили преимущества микроблога, такие как оперативное получение информации и возможность распространения собственного творчества, но традиция переписки на стенах пользователей исчезла.

5 Почему Дуров больше не CEO ВКонтакте?

О, это долгая история.

Во-первых, из-за длительного конфликта с акционерами проекта. В 2011—2012 годах Павел Дуров вёл «корпоративную войну» с крупным акционером «Вконтакте» Mail.ru Group. Холдинг хотел выкупить "ВКонтакте" у совладельцев и объединить сайт с «Одноклассниками». В ответ Дуров назвал Mail.ru «трэш-холдингом», показал им средний палец и убедил сооснователей «Вконтакте» не продавать акции. Однако по иронии судьбы (или в силу целеустремленности) Mail.ru Group стала единственным владельцем социальной сети.

 В 2013 году фонд UCP выкупил доли сооснователей "ВКонтакте" и завладел 48% акций. Долгое время совладельцы обменивались взаимным претензиями: UCP обвиняли Дурова в том, что он разрабатывал мессенджер Telegram на средства "ВКонтакте", а Дуров обвинял UCP в незаконной покупке пакета акций. В 2014 году Дуров продал свои 12% своему другу и руководителю компании «Мегафон» Ивану Таврину. Однако вскоре тот перепродал акции компании Mail.ru Group, которая уже владела 39,9% акций. Позднее компания выкупила оставшиеся акции и стала единственным владельцем сети "ВКонтакте".

Во-вторых, из-за политических взглядов.  Павел Дуров  — убежденный либертарианец. Он считает, что ни один человек или структура не имеют права посягать на частную собственность или личную информацию. Российские органы госбезопасности неоднократно требовали у Павла Дурова передачи личной информации пользователей. Так, в 2013 году он отказался передавать ФСБ данные об организаторах групп  "Евромайдана", заявив, что  юрисдикция России не распространяется на украинских пользователей социальной сети «ВКонтакте». По его словам, этот жест стал бы преступлением перед миллионами пользователей с Украины. 

В итоге Павел Дуров 1 апреля 2014 года объявил об увольнении с поста генерального директора "ВКонтакте". Через два дня он заявил, что это была первоапрельская шутка. А 21 апреля Дуров прочитал в прессе о том, что его уволили. Как объяснили новые руководители "ВКонтакте", это произошло из-за того, что Павел Дуров не отозвал свое заявление в 30-дневный срок и вообще превысил служебные полномочия, не сообщив о своем решении руководству компании. 

Сейчас создатель ВКонтакте путешествует из страны в страну вместе с командой программистов и работает над мессенджером Telegram.  Павел Дуров заявляет, что не является поклонником идеи государства и считает себя гражданином мира.  

Я сейчас нахожусь не в России и у меня нет планов возвращаться. К сожалению, сейчас страна несовместима с интернет-бизнесом.

 

 

6 Почему Павлу Дурову не нравится новый дизайн ВКонтакте?

По мнению Павла Дурова, он не соответствует современным стандартам и "снижает юзабельность ресурса". Приводим полный список претензий создателя ВКонтакте к внешнему виду его детища:

  1.  "Главный раздел сайта – Новости – стали уже. Парадоксально, что необходимость редизайна обосновывалась стремлением более эффективно использовать экран. По факту, если сравнить ширину записей в старой и новой версии, новости лишь сузились на 28px.
  2. Новости – как и все остальные разделы – стали ниже на 42px. Из-за фиксированной шапки вертикальное пространство сайта стало меньше, нужно больше проматывать. Это серьезное изменение к худшему: именно вертикальный скролл представляет собой дефицит на большинстве дисплеев.
  3. При просмотре главного раздела сайта – Новостей – утрачивается фокус на контенте. В новой версии возник визуальный мусор в виде редко используемой фиксированной правой колонки. С учетом фиксированной шапки и узкой ширины, просмотр новостей стал вдвойне захламлен.
  4. При просмотре фотографий утрачен фокус на самой картинке. Фотографии смещены влево, а яркое пятно белой колонки комментариев, появившейся справа, перетягивает на себя фокус внимания. Это решение было скопировано c Facebook, который в свое время ввел правую колонку для размещения дополнительных рекламных блоков. 
  5. Статичная левая колонка при промотке старых записей личных страниц не только не дает нужной информации, но и сужает горизонтальное пространство для просмотра записей по сравнению со старой версией. Аналогичная ситуация – при просмотре записей в группах и пабликах. 
  6.  Замена белого цвета фона на серый не только уменьшила ощущение чистоты и минимализма, но и в целом сделала сайт более грустным и пасмурным. Появившиеся сизые иконки на сером меню слева на всех страницах избыточны и представляют собой визуальный мусор.
  7. Старый логотип “ВКонтакте” в силу композиции лучше вписывался в горизонтальную шапку, чем новый логотип “VK”. Я нарисовал оба логотипа достаточно давно (первый около 10 лет назад, второй – около 5), но в русскоязычной версии не заменял старый логотип международным именно в силу этого – достаточно очевидного – обстоятельства.

Итог: старый дизайн ВКонтакте, не менявшийся несколько лет, безусловно, нуждался в ряде доработок и эстетическом переосмыслении в рамках новых стилей. Однако проведенный редизайн не только не соответствует стандартам 15-16 года (таким, как Material), но и снижает юзабельность ресурса. 

Все перечисленные элементы нового дизайна были вслепую скопированы с Фейсбука образца 2012. Фейсбук в эти годы был вынужден наращивать прибыльность в рамках IPO, поэтому в проектировании дизайна жертвовал интересами пользователей ради добавления новых рекламных блоков. Отсюда появилась и правая колонка в Новостях и Фотографиях, и снижение фокуса на контенте ради рекламы." 

Сегодня, когда монетизация ВКонтакте переносится в “умную” ленту и мобильные клиенты, подобные шаги не обоснованы. В 2016м году Facebook должен был копировать наработки ВКонтакте, а не наоборот."

7 Чему ВКонтакте научила Павла Дурова?

В честь десятилетнего юбилея соцсети и своего 32-летия Павел Дуров опубликовал у себя на странице 10 уроков, которые он получил в процессе создания ВКонтакте.

  1. Все можно делать быстро. Первую версию ВКонтакте в 2006 году я собрал за месяц. Расти она стала сразу. Вопреки расхожему мнению, работа делается либо быстро и качественно, либо долго и плохо.
  2. Все *нужно* делать быстро. Вместе с ВКонтакте в 2006 году возникло еще несколько сайтов с той же концепцией. Сейчас они забыты только потому, что ВКонтакте развивался быстрее.
  3.  Расти нужно в ту сторону, которая органична. ВКонтакте вырос из успеха форума СПбГУ, форум СПбГУ – из успеха сайта для филологов. Каждая следующая ступень должна основываться на фундаменте имеющегося успешного опыта.
  4.  Люди – не идиоты. Они чувствуют – часто подсознательно – качество того, что Вы предлагаете. Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалось, приносит новых преданных пользователей.
  5. Cовмещать несколько ролей – эффективно. Первые месяцы существования ВКонтакте я создавал весь код, графику, формулировки, интерфейсы, маркетинг. Совмещение позволило устранить расход времени на коммуникацию.
  6. Слушать стоит только свою интуицию. Всякий раз, когда я прислушивался к мнению “старших и разумных”, я терял время. Если Вы чувствуете, что надо делать, – игнорируйте мнение авторитетов.
  7.  Количество не переходит в качество. Команда ВКонтакте была небольшой, но состояла из талантливых и мотивированных людей. Такая команда эффективнее армии работающих за зарплату наемников.
  8.  Доверять на 100% никому не стоит. Не имеет значения, насколько Вы считаете кого-либо заслуживающим доверия и сколько лет его знаете – ключевые вопросы лучше контролировать лично. 
  9. Страх не имеет смысла. За время управления ВКонтакте было многое – DDoS-атаки, уголовные дела, акционерные войны, плавящиеся сервера, медийные войны, иски, интриги. Эмоции не продуктивны – делайте то, что нужно сделать.
  10. Принципы важнее выгоды. ВКонтакте отстаивал интересы пользователей, пока его конкуренты предавали их в угоду рекламодателям, акционерам, чиновникам. Принесение блага другим – единственно возможная причина истинного успеха.
8 Какие новые функции ввели ВКонтакте?

С осени в приложениях ВКонтакте для мобильных устройств можно отправлять голосовые сообщения. Кроме того, заработала функция денежных переводов.

9 Можно ли переписываться с экипажем МКС ВКонтакте?

Пока нет, но скоро будет можно! 

В 2017 году ВКонтакте в сотрудничестве с Роскосмосом запустит на Международную космическую станцию капсулу с умным ботом Спотти. "Космобот" будет передавать на Землю фотографии и видео с МКС и из открытого космоса и с помощью небольшого проектора показывать космонавтам то, что прислали в ответ пользователи соцсети. В честь юбилея ВКонтакте начала функционировать первая версия космобота — это простой искусственный интеллект, который может отвечать на вопросы о космосе. По словам официального представителя Роскосмоса Игоря Буренкова, пользоваться Спотти смогут и иностранные члены экипажа — осталось только обсудить это с зарубежными космическими агентствами. 

Спрашивать Спотти об устройстве Вселенной можно уже сейчас. На этой же странице можно следить за процессом подготовки к космическому полету. Уже готов первый прототип космической капсулы.  
 

 

Фото: therunet.com

Комментарии