Эрондон-дрон: квадрокоптеры и авиамодели на «Аэронет-2016»

«Аэронет-2016» – не обычная конференция, а научно-практическая, посвященная развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Деловая программа прошла в Москве, а полетная – когда все, о чем горячо говорилось в докладах, можно увидеть – в небе аэродрома «Алферьево» в подмосковном городе Ярополец.

А мне летать охота: гоночные дроны и авиамодели на «Аэронет-2016»

У беспилотья нет плохой погоды

Дождливое ранее утро только раззадорило команды компаний-разработчиков, которые соревновались за кубок в номинациях «Эффективная грузоподъемность», «Скорость и точность дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ)», «Лучшее техническое решение» и «Гонка с грузом».

Сборка, проверка связи – и машина стремительно взмывает в небо, теряется из виду за облаками. Теперь наблюдать ее движение (и корректировать в случае необходимости) можно на мониторе внешнего оператора.

Тем временем с воздуха машина производит съемку, которая после полёта «сшивается» и позволяет получить огромное количество данных. К примеру, для выполнения задания на скорость и точность ДЗЗ за 30 минут полета было необходимо установить точные географические координаты двух объектов, вычислить параметры ангара и найти потерявшуюся туристическую группу на маршруте почти в 20 км. То есть, с помощью коптера можно не только делать эффектные фото и видео, но и спасать людей.

Успешнее соперников с ДЗЗ и транспортировкой груза справились аппараты ГК «Геоскан». От представителей компании мы узнали несколько секретов техники и мастерства человека.

Первым делом, первым делом – квадрокоптер

Квадрокоптер «Геоскан-401» способен поднимать до 30% полезной нагрузки от собственной массы (от 6,8 кг) и находиться в полете до 60 минут на высоте 500 м и выше. Поднять более двух кг также возможно, но это уже неоптимальный вес, а в небе важен каждый грамм.

Посадка. Условия номинации «Гонка с грузом» выполнены. «Геоскан-401» успешно поднял 2,2 кг, преодолев за 30 минут 4,4 км маршрута с посадками каждые 100 метров.

Илья ласково гладит приземлившийся после успешного выполнения задачи «Геоскан-401».

БПЛА (беспилотный летательный аппарат) «Геоскан-101» относится к летательным аппаратам самолетного типа, а потому весит гораздо меньше, летает выше (до 4 тысяч метров). Внешне напоминает улыбающегося бело-оранжевого ската. Объемный центроплан с блоком автопилота, ходовой батарей и камерами внутри, две консоли крыла и два киля ­– то, из чего «скат» состоит.

Крылья изготовлены из специального вспененного материала (ЕРР). Более точное название этого материала – элапор. Такая конструкция обладает повышенной живучестью по сравнению с другими вариантами исполнения. Элапор выручает при падениях и/или механических повреждениях. Достаточно просто опустить поврежденную деталь в кипяток, и ЕРР снова обретет свою первоначальную форму.

Различие между самолетами и коптерами в том, что самолет летает дольше и выше, но при этом не может зависать на одном месте; ему требуется катапульта для взлета и парашют – для посадки. Коптер же имеет ограниченный радиус действия, но при этом взлетает и садится вертикально, в полностью автоматическом режиме, к тому же, может зависать в одной точке. Поэтому важно тщательно выбирать технику под задачу.

Со стороны действо напоминает компьютерную игру: создается впечатление, что управлять коптером – легко и весело, как и радиоуправляемым вертолетом (только лица у мужчин за монитором почему-то напряженные и сосредоточенные; жужжание в небе редко нарушают короткие реплики между членами экипажа).

На самом деле, ручное управление доставляет удовольствие и не опасно для окружающих, если:

  • вы находитесь на специальном полигоне/открытой площадке;
  • на винтах стоит защита или вы умеете чувствовать направление и силу ветра (чтобы не ронять машину каждые пять минут);
  • у вас развита скорость реакции, подвижные кисти обеих рук; пригодится, чтобы своевременно контролировать перемещение объектов вокруг вас, подачу топлива, направление движения (при развороте коптера на 180 градусов управление зеркально меняется: «влево» становится «вправо», и наоборот);
  • погода летная (достаточно светло, нет сильных осадков, низкой облачности, сильных порывов ветра).

В противном случае велик риск потерять машину. Стоят беспилотники достаточно дорого (40 тыс. — 1 млн. руб. и выше), но не только это мотивирует пилотов бережно относиться к машинам. Такое ощущение, что между ними есть какая-то связь, соединяющая машину в воздухе и её пилота на земле. «Птица» становится продолжением оператора-пилота.

Для старта нужно расчистить площадку (иначе винты превращаются в газонокосилку), правильно поставить машину по ветру, проверить сигнал, подуть.

Стоп. Дуть-то зачем?! Поцелуй на удачу?

Оказывается, что трогательный ритуал имеет практический смысл. В трубку Пито на носу техник дует для того, чтобы проверить работу датчика скорости воздушного потока. Если дунул – и данные поступают в наземную станцию управления (чемодан с ноутбуком и проводами), значит все в порядке. Если данных нет – то стартовать нельзя.

А бывает такое, что самолет теряется, что тогда? – спрашиваю у Сергея Анпилогова, члена команды «АФМ-Серверс».

«Бывает. Под Псковом мужик нашел, разобрал на части и сидит-ждет вознаграждения».

На самолёте ПТЕРО-G0 и правда есть надпись о просьбе вернуть за вознаграждение.

И что дальше?

«А дальше мы по трекеру нашли и машину, и гражданина. Сказали «спасибо!», вознаграждение обещанное отдали. Так и вернули самолет. Машины любят внимание, и от его недостатка иногда падают. Поэтому в палатках участников соревнований стоят еще и коробки с запасным набором лопастей и других деталей. Даже если случится падение, 10-15 минут – и машина снова готова к старту».

Построить и управлять может даже ребенок

Научиться управлять коптером (и собрать его самому), даже если вы не обладаете техническим образованием и солидным стажем в сфере авиации, реально.

«Для того, чтобы обучиться управлению, нужны желание и неделя времени. За неделю вполне реально усвоить теорию, научиться составлять полетное задание, изучить механику, попрактиковаться сначала на симуляторе, а затем в реальных условиях», – обнадеживает участник Кубка Разработчиков и организатор детских соревнований Василий Лукашов.

Во второй день программы можно было убедиться в этом. Учащиеся Монинской школы, Жуковского лицея №14 и все желающие имели возможность не только полюбоваться показательными полетами и гонкой опытных авиамоделистов, но и прослушать мастер-класс и самим попробовать управлять гоночным дроном.

Удачнее всех поупражнялся Никита Калиниченко. Став призером Турнира среди школьников на первых российских гоночных дронах «Геоскан Пионер», юноша увез жужжащий нано-снитч домой.

Малыш, в каком ухе у меня жужжит?

Кстати, о жужжании. Громче и быстрее дронов на площадке аэродрома были только «летающие крылья» – самолеты для воздушных боев. Правила просты: к «летающему крылу» привязана цветная лента, отруб ленты сопернику пропеллером – 100 очков, 1 секунда в воздухе – 2 очка; у кого очков больше – тот и победитель. Нередко случаются тараны, и машина погибает в бою под зрительские крики.

Воспитанники ДЮТ «Интегралл» г. Химки Алексей Назаров и Никита Калиниченко, повоевав в небе, поделились впечатлениями.

«Самый неблагодарный класс, я считаю. Летать, соревноваться очень нравится, но есть особенность: во время боев модель ломается, часто ремонту не подлежит. Выходит, построил – убил. Построил – убил. Строим около 100 моделей в год. Одна такая модель стоит порядка 2 тыс. рублей. Двигатель – почти 15», – бойко говорит Алексей.

«Хитростей, разных тонкостей ведения боя много. Это как фехтование. Или танец со скоростью 150-170 км\ч. Вы на соревнования к нам приезжайте, там каждую минуту экшн!» – делится Никита.

Дрррон-рейсинг (Drone Racing)

На сегодня у БЛА огромное поле сфер для применения: геодезия, строительство, горное дело (аэрофотосъемка, создание топопланов, 3D-моделирование, фасадная и интерьерная съемка и др.), экология, охрана природы, сельское хозяйство, нефтегазовый сектор (воздушный мониторинг, оценка ресурсов, картографирование, инвентаризация, охрана и др.), помощь в устранении ЧС, поиске пострадавших в опасных зонах с помощью тепловизора и многое другое.

Спорт тоже не остался в стороне, и в рамках «Аэронета-2016» состоялся открытый Чемпионат по дрон-рейсингу (гонки на дронах), в котором приняли участие более двух десятков игроков.

Сидя в уютном кресле с пультом в руках и очками (глядя в которые чувствуешь себя верхом на дроне), всем участникам предлагалось пролететь 4 круга (400м – 1 круг) по трассе с препятствиями. Препятствиями служили: ворота, двухъярусная башня, флаги, которые требовалось пролететь змейкой, арка из ворот.

Каждое препятствие было оснащено датчиком для фиксации судьями факта его прохождения каждым участником. Ни глазами, ни фотокамерой часто этого увидеть не удавалось, так как в стремлении показать лучшее время игроки управляли машинами на пределе возможностей. Средняя скорость гонщиков – 72 км\ч, максимальная — 140 км\ч (в классе дронов F-3U).

По правилам дрон-рейсинга, если машина падала и не могла подняться с дистанционного управления, дрон оставался лежать до конца гонки. Можете себе представить напряжение финала, когда дрон лидера задел ворота и устремился вниз. В это мгновение сердце пилота и его болельщиков замерло в ожидании чуда.

Чудо случилось, пара нажатий рычага газа – и дрон снова в строю. Имена победителей, показавших лучшее время: Мещеряков Владимир (первое место, рекорд прохождения круга — 19,56 сек), Волков Илья (2 место), и Юдичев Роман (3 место). Этот молодой вид спорта пока не зарегистрирован в России, но организаторы пообещали активно работать в этом направлении. Шансы на успех есть, так как с этого года класс F-3U официально зарегистрирован в международной системе.

После кубков

После награждения участники конференции делились прогнозами, перспективами и проблемами отрасли. И, конечно, планами, как вовлечь молодёжь в секции, выстроить систему преемственности.

Амир Валиев, президент ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) выразил свои надежды на будущее:

«Считается, что дети, которые рождаются сейчас, не будут уметь водить автомобиль. Все будет автоматическим. В ближайшие 10 лет быть оператором беспилотника станет не то чтобы не престижно, это станет рядовой специальностью, не будет требовать трёх высших образований. Наметившиеся тренды для беспилотной техники – это, в первую очередь, зондирование и автоматическая доставка. По моему мнению, не нужно изобретать велосипед каждому отдельно. Нужно приходить к стандартизации, учиться делиться тем, что может пригодиться другим (не за безумные деньги), объединяться в ассоциации и при этом не ронять планку качества».

«Раньше школьная и кружковая система были связаны», – делится наболевшим Владимир Голуб, начальник сертификационной лаборатории ООО «Квадрат Наука», »Сейчас – увы. У нас отрасль, в которой нет корней. Мы выросли в гаражах, подвалах, секциях. А кто после нас? Какие у них интересы и возможности?! К счастью, тенденция меняется: появляется внимание государства, финансирование. Тогда остро становится другой вопрос – не хватает кадров, педагогов с энтузиазмом…»

Глеб Бабинцев, Директор Ассоциации ЭРБАС, член Президиума Федерации авиамодельного спорта России, эмоционально завершил дискуссию:

«Нужно брать курс на объединение детского творчества и взрослых разработчиков. Необходима кооперация и самих разработчиков, запуск всех механизмов, стимулирующих технологические прорывы (в том числе, необходимо организовывать систему чемпионатов по единым правилам). Формула-1 же есть, а Кубка дронов, Кубка разработчиков дронов нет. Не только в России, но и в мире нет. А крупные компании именно в этом спорте видят основной драйвер технологического роста и путь вовлечения молодежи в сферу беспилотников. Мы делаем это первыми! Сегодня мы намеренно провели Турнир среди школьников и Чемпионат разработчиков на одной площадке. Ребята должны видеть, что их ждёт в будущем, чем они могут заниматься, куда прилагать усилия. Сегодняшний день – это повод убедиться: авиамодели и малые дроны – это не просто игрушки. За нами будущее!»

Фото: Ангелина Коган

Фото: futurist.ru

Комментарии