Кокс из мозга – мыши в пляс

Блокирование воспоминаний о кокаиновой эйфории избавляет мышей от наркотической зависимости.

Кокс из мозга – мыши в пляс

Кокаиновая дорожка

Группа ученых из Великобритании, Германии и Италии опубликовали обнадеживающие результаты исследования лечения наркомании у лабораторных мышей. В экспериментальной терапии применяли препарат PD325901, который изменяет химические взаимодействия в затронутых кокаином областях нервной системы.

Кокаин, как и любой наркотик, в первую очередь «бьет» по лимбической системе, она отвечает помимо прочего за регистрацию удовольствия, мотивацию, память и поведение. Кокаин повышает концентрацию дофамина в крови и нейронах: именно поэтому наркоман испытывает эйфорию, бурное счастье и взрыв эмоций. Чрезвычайно высокий уровень дофамина в нейронах обуславливает и то, что воспоминания о кокаиновом наслаждении «записываются» как более яркие по сравнению с памятью об обычной жизни, а нейронная «дорожка» к ним очень прочная: кокаиновую жажду вызывает даже отдаленно связанный стимул, ассоциация. Отсюда – стойкая психологическая зависимость, которая тянет наркоманов вернуться к кокаину даже когда химическая зависимость уже преодолена. Разорвать этот порочный круг может блокирование нейронного пути, активирующего воспоминание о приеме кокаина и пережитом удовольствии. Это под силу молекулярно-таргетной терапии, применяемой для лечения некоторых видов рака.

кокаин и кости

«Мы собрали все доступные молекулы, которые блокируют этот нейронный путь. В ожидании клинических испытаний мы тестировали их на животных моделях – кокаиновых наркоманах. И только один препарат работает действительно эффективно», – заявил глава исследовательской группы профессор Риккардо Брамбилла журналу Business Insider».

Не помню – значит, не было

После инъекции коктейля с PD325901, мыши-наркоманы начинали вести себя так, будто никогда не пробовали кокаин и переставали демонстрировать признаки зависимости. Это свидетельствует о блокировании нейронного пути к памяти об эйфории. При этом здоровье и не связанная с кокаином память мыши не пострадали.

Но с людьми все сложнее: вероятные эффекты такой терапии могут быть плачевными.

«Если мы сможем создать протокол лечения с однократным или двукратным применением препарата, то сведем к минимуму возможные побочные эффекты», – говорит профессор Брамбилла, уточняя, что сейчас его команда тестирует препарат на мышах-алкоголиках и мышах-курильщиках.

PD325901 как агент молекулярно-таргетной терапии вызывает интерес медиков уже больше 10 лет: первые исследования были начаты в 2004 году. Ученые надеялись, что препарат излечит меланому, карциному, рак молочных желез, колоректальный рак, нейрофиброматоз и другие виды онкологических заболеваний. Часть исследований преждевременно завершены из-за токсичности препарата (он влияет на зрительную и нервную системы), другая демонстрирует оптимистичные результаты, но, опять-таки, только на лабораторных мышах.

Оригинал статьи

Комментарии