Есть только МиГ: тайна легендарного советского истребителя

Ровно 40 лет назад пилот-дезертир Беленко покинул Советский Союз на реактивном истребителе МиГ-25. Этот самолет был загадкой для американской разведки и внушал ВВС США страх своими огромными крыльями и предполагаемыми летными качествами. «Футурист» рассказывает об одном из самых интригующих событий холодной войны.

Есть только МиГ: тайна легендарного советского истребителя

6 сентября 1976 года. Из облаков в районе японского города Хакодате на северном острове Хоккайдо выплывает самолёт. Это двухмоторный реактивный самолет – но не один из тех ближнемагистральных авиалайнеров, к которым привыкли жители Хакодате. Огромный серый остов, на котором красовались красные звезды – никто не видел раньше такого самолета. Посадочной полосы аэропорта Хакодате не хватает, чтобы посадить эту махину: крылатая машина пропахала сотни метров земли, прежде чем затихнуть на дальнем конце аэропорта.

Пилот вылезает из кабины самолета и дважды стреляет в воздух из пистолета — это для автомобилистов, которые пытаются запечатлеть странное зрелище. Через несколько минут руководство аэропорта, покинувшее было терминал, возвращается. Именно в этот момент 29-летний пилот, лейтенант противовоздушной обороны Виктор Иванович Беленко объявляет: он дезертир.

Это не обычное дезертирство. Беленко не пришел в посольство и не сбежал с корабля во время посещения иностранного порта. Самолет, который пролетел 600 с лишним километров и приземлился в провинциальном японском аэропорту — не что иное, как советский МиГ-25. Он был самым засекреченным самолетом из всех летательных аппаратов, когда-либо построенных в СССР. Вплоть до посадки Беленко.

Запад впервые узнал о разработках МиГ-25 в 1970 году. Шпионские спутники, наседающие на советские аэродромы, запечатлели новые самолёты, которые СССР испытывал в обстановке строжайшей секретности. Они выглядели как огромные истребители. Но западным военным не давало покоя всего одно качество этих гигантских самолетов — огромные крылья.

Бомбардировщик XB-70 был способен в три раза превысить скорость звука благодаря большим крыльям

Большая площадь крыла — полезное качество истребителя. Огромные крылья помогают генерировать подъемную силу. Кроме того, распределение веса по такому крылу делает самолёт более маневренным. Этот советский реактивный самолет сочетал это качество с парой огромных двигателей. «Насколько он быстрый? Может ли что-нибудь сравниться с ним?» — размышляли американцы.

Похожие разработки существовали на Ближнем Востоке. В марте 1971 года в Израиле стали замечать странные самолеты, которые ускорялись до 3,2 Маха – что более чем в три раза превышает скорость звука — и поднимались на высоту 20 километров. Израильтяне и сотрудники американской разведки никогда прежде не видели ничего подобного. После второго «пришествия» таинственного самолета несколько дней спустя, израильские истребители попытались осуществить перехват самолета, но не смогли даже приблизиться к нему. В ноябре израильтяне устроили охоту на один из этих таинственных самолетов, обстреляв его ракетами. Это было бесполезно. Их неопознанная мишень превысила скорость звука в три раза и успела выйти из опасной зоны раньше, чем взорвались ракеты.

В Пентагоне полагали, что это был тот самый реактивный самолёт, который запечатлели их спутники, и всерьёз размышляли, способна ли хоть одна разработка ВВС США повторить успех загадочного советского истребителя.

Американские военные полагали, что самолету МиГ-25 трудно составить конкуренцию

Однако американцы переоценили возможности советского истребителя, утверждает Стивен Тримбл, редактор US Flightglobal.

«Они были уверены, что он очень быстрый и маневренный. Они были правы насчёт первого качества, но ошибались в маневренности этого самолёта».

Действительно, то, что отследили израильские радары и засекли американские спутники, было разными версиями одного и того же самолета — МиГ-25. Это был ответ на серию самолетов, которые США готовились ввести в эксплуатацию в 1960-е годы — от истребителя F-108 до разведчика SR-71 и массивного бомбардировщика B-70. Все эти самолеты имели одну общую черту: они в три раза превышали скорость звука.

В 1950-е годы Советский Союз поспевал за чехардой достижений в области авиации. У них были бомбардировщики, которые летали почти так же быстро и столь же высоко, как американский B-52. Их истребители, многие из которых были сделаны проектной группой МиГ, конкурировали с американскими коллегами, хотя их радары и другая электроника были не столь сложными. Но осуществить технологический скачок от 2 до 3 Махов было чрезвычайно трудной задачей. А советские конструкторы должны были сделать это как можно быстрее.

Под руководством гениального Ростислава Белякова проектная группа МиГ приступила к работе. Чтобы летать так быстро, новому истребителю были необходимы двигатели, выдающие колоссальную тягу. Туманский, ведущий советский конструктор, уже создал двигатель, который, по его мнению, мог бы подойти для этих целей – турбореактивный R-15, предназначенный для крылатых ракет. Новому МиГу требовалось 2 таких двигателя, способных создавать 11 тонн тяги каждый.

МиГ-25 всего на полтора метра короче знаменитого британского бомбардировщика Ланкастер времён Второй мировой войны

При полёте на высокой скорости молекулы воздуха трутся о крыло самолёта с огромной силой и нагревают его. SR-71 Blackbird был построен его из титана, который способен выдержать высокие температуры. Но титан – дорогойи трудный в обработке материал. Поэтому МиГ был сделан из стали, а его части были сварены вручную.

МиГ-25 поражает своими размерами: 19,5 м — это всего на полтора метра короче тяжелого британского бомбардировщика Ланкастер времён Второй мировой войны, длина которого составляла 21,18 м. МиГ-25 был рассчитан на 13,5 тонн топлива. Именно тяжелый стальной корпус летательного аппарата и был причиной, почему у МиГ-25 были такие большие крылья — не чтобы помочь ему вести воздушный бой с американскими бойцами, а просто для того, чтобы удержать массивный самолёт в воздухе.

МиГи были разработаны, чтобы разгоняться до скорости в 2,5 Маха. ориентируясь с помощью крупных, наземных радаров. Когда они находились в 80 км от цели, подключались бортовые радары, и самолет выпускал гигантские 6 метровые ракеты.

В противовес американским Blackbird в СССР выпустили МиГ-разведчик: безоружный, но напичканный камерами и различными датчиками. Без ракет и системы наведения,, эта версия была легче и могла мог летать со скоростью в 3.2 Маха. Это был тот самый самолёт, который заметили в Израиле в 1971 году.

В начале 1970-х годов руководители министерства обороны США ничего не знали о возможностях самолета МиГ, но прозвали его «Foxbat» (англ. плотоядная летучая мышь). У американской разведки были только размытые фотографии и всплески на экранах радаров. МиГ казался загадочной угрозой. Пока в Хакодате не приземлился разочарованный советский летчик-истребитель.

Беленко был образцовым советским гражданином. Он родился после окончания Второй мировой войны, в предгорьях Кавказа. поступил на военную службу и получил квалификацию летчика-истребителя – профессию, которая давала определенные льготы по сравнению со средним советским гражданином.

Военный билет Беленко. Сейчас демонстрируется в музее ЦРУ в Вашингтоне

Но вскоре летчик разочаровался во всем. Он начал ставить под сомнение саму природу советского общества, и является ли Америка злом, как постулировал коммунистический режим.

«Советская пропаганда в то время изображала вас как испорченных, гнилых декадентов», — утверждал Беленко в интервью журналу «Full Context» в 1996 году. «Но у меня возникло много вопросов»

Беленко понял, что огромный новый истребитель, на котором он тренировался – ключ к бегству. Самолет базировался на Чугевской авиабазе в Приморском крае, недалеко от дальнего восточного города Владивостока. Япония была всего в 644 километрах. Новый МиГ мог летать быстро и высоко, и несмотря на то, что его гигантские неэкономичные двигатели не позволяли летать на дальние расстояния, возможностей самолета хватало, чтобы добраться до Американской авиабазы.

6 сентября Беленко вылетел с другими пилотами на тренировку. Ни один из МиГов не был вооружен. Летчик уже продумал маршрут, а топливный бак самолета был полон. Уже через несколько минут самолет сошел с дистанции и полетел низко над волнами, направляясь в сторону Японии. Чтобы уйти от советской и японской военной разведки, Беленко пришлось лететь очень низко – в 30 метрах над уровнем моря. Когда он долетел до Японии, он поднялся на высоту 6 км, чтобы его засекли японские радары.. Удивленные японцы пытались окликнуть этот неопознанный летательный аппарат, но радио Беленко было настроено на другие частоты. Японские истребители поднялись в небо, но к тому времени, Беленко вновь спустился под густые облака и исчез с экранов радаров.

Все это время, советский летчик летел наугад, вспоминая карты, которые он изучал перед бегством. Беленко намеревался направить свой самолёт к авиабазе Читос, но так как топливо было на исходе, он был вынужден сесть в ближайшем доступном аэропорту. Им оказался аэропорт Хокадате.

В руках у японцев внезапно оказался советский летчик-дезертир и реактивный истребитель, который несколько лет будоражил воображение американской разведки. ЦРУ не могло поверить в такую удачу. МиГ-25 тут же переехал на соседнюю авиабазу. В течение нескольких недель американцы рассматривали его и оценивали его летные качества. К облегчению Пентагона, Советский Союз не создал «супер-истребитель».

«МиГ-25 был не самым полезным боевым самолетом» — комментирует куратор Смитсоновского музея авиации и космонавтики Роджер Коннор. «Это был дорогая и громоздкая машина, которая не была особенно эффективной в бою.»

Были и другие проблемы. Полеты на скорости в 3 Маха подразумевают огромное давление в двигателях. В Lockheed SR-71 удалось решить эту проблему, поместив конусы в передние части двигателей, которые замедляли воздух так, чтобы он не повреждал компоненты двигателя. Этот воздух можно было использовать для генерации еще большей тяги.

Турбореактивные двигатели МиГ создавали тягу за счет всасывания воздуха, который сжигал топливо. Однако на скорости 2000 км/ч это не работает. Слишком сильный поток воздуха приводит к перегреву топливных насосов, сбрасывая все больше и больше топлива в двигатель. Одновременно сила, действующая со стороны компрессора, будет настолько велика, что начнет уничтожать части двигателя.

Пилотов МиГ-25 предупреждали, что скорость в 2,8 Маха превышать нельзя. Самолеты, которые летали над Израилем в 1971 году на скорости в 3,2 Маха, уничтожили свои двигатели. Они чудом вернулись на базу.

Угроза МиГ-25 предотвратила полеты SR-71 Blackbird над территорией Советского Союза

Тем не менее, МиГ-25 заставил США разработать новый крупный проект самолета. Один из этих проектов стал основой F-15 Eagle, быстрый и маневренный самолет, такой же, каким представляли в свое время МиГ. Спустя сорок лет F-15 все еще эксплуатируется.

В ретроспективе МиГ, который так беспокоил Запад, оказался «бумажным тигром». Его массивная радиолокационная система отставала от американских моделей, потому что вместо транзисторов в ней использовались устаревшие вакуумные трубки. Эта технология, однако, действительно сделала самолет непроницаемым для электромагнитных импульсов от ядерных взрывов. Огромные двигатели требовали столько топлива, что полет МиГ был удивительно коротким. Он был способен быстро взлетать и очень быстро двигаться по прямой для запуска ракет или фотосъемки.

МиГ-25, который Советский Союз скрывал от чужих глаз в течение нескольких лет, частично восстановили и погрузили на корабль для возвращения в СССР. Японцы потребовали от СССР $40,000 за транспортные расходы и возмещение ущерба, который Беленко причинил в аэропорту Хакодате.

«Между МиГ и SR-71 есть большая разница. SR-71 не только быстрый, но и выносливый, как марафонец», — комментирует Коннор. «МиГ — спринтер.»

Эти ограничения не помешали СССР построить более 1200 экземпляров МиГ-25. 'Foxbat' стал престижным самолетой для просоветских военно-воздушных сил. Индия успешно использовала МиГ-разведчик в течение 25 лет, он был изъят из обращения только в 2006 году из-за отсутствия запчастей.

Страх перед МиГ-25 был самым впечатляющим эффектом этого самолета, считает Тримбл.

«До 1976 года США не знали, что этот самолет не был способен перехватить SR-71, и все это время старались держаться подальше от советского воздушного пространства», — говорит эксперт.

МиГ-31 — улучшенный вариант МиГ-25

Беленко не вернулся в СССР вместе со своим частично демонтированным истребителем. Громкому перебежчику разрешили переехать в Соединенные Штаты — его американское гражданство лично одобренл президентом США Джимми Картером. Беленко стал инженером по аэронавтике и консультантом ВВС США. Его военный билет и заметки на наколеннике, которые он делал во время пролета над Японским морем, в настоящее время выставлены в музее ЦРУ в Вашингтоне.

Су-27 или «Сушка» — именно такого быстрого и ловкого самолета боялся Пентагон в начале 1970-х

Недостатки МиГ-25 и появление американского F-15 стимулировали советских инженеров к новым разработкам. Это в конечном итоге привело к созданию серии Су-27. Многочисленные версии легендарной »Сушки» постоянно совершенствовались. Именно такого быстрого и ловкого самолета боялся Пентагон в начале 1970-х годов. Новые версии Су-25, по словам Тримбла, сегодня считаются, возможно, лучшими истребителями.

История МиГ-25 не завершилась окончательно. По его образцу был создан МиГ-31, истребитель, вооруженный современными датчиками, мощным радаром и лучшими двигателями.

«По сути, МиГ-31 — это полное осознание того, каким МиГ-25 должен был быть», — комментирует Тримбл.

МиГ-31 вошел в эксплуатацию за несколько лет до окончания холодной войны, и эти самолеты до сих пор патрулируют обширные границы России. Западные наблюдатели могут увидеть МиГ-31 на авиашоу, но большая часть тонкостей работы двигателей остается строжайшей тайной. Если только какой-нибудь летчик не решит по каким-то причинам покинуть страну и его МиГ-31 не приземлится на ничего не подозревающий иностранный аэродром.

Оригинал статьи

Комментарии